Лезгинские свадьбы – древние и современные традиции

Лезгинская свадьба в селе – традиции и обычаи

Лезгинские свадьбы славятся своим размахом, искрометностью, безудержным весельем. Молодые люди на протяжении всего праздника соревнуются друг с другом в ловкости и умении танцевать, меряются силой, доказывают окружающим свою храбрость. Казалось бы, все здесь дышит легкостью, но на самом деле лезгинские свадьбы – очень серьезное и ответственное мероприятие, торжественное событие, решение об организации которого было принято задолго до самого праздника.

О своем желании жениться юноша сообщал отцу через своего товарища. Получив такое известие, родственники собирались на семейном совете и подробно обсуждали кандидатуру предполагаемой невесты. Если все присутствующие были согласны с тем, что молодой человек выбрал девушку достойную, то в дом ее родителей отправляли сватов.

Как проходит сватовство и помолвка

Чаще всего юношей и девушек обручают в раннем детстве, но если это происходит в сознательном возрасте, то невесту просто осыпают дорогими подарками. Главный дар – обручальное кольцо, сделанное из серебра или из золота.

Обручение представляет собой ритуал, во время которого сопровождающие жениха или его представители являются в дом родителей невесты с подарками, предназначенными для девушки и угощением для ее родителей и родственников. Предварительно стороны договаривались о сумме выкупа за невесту, собрать которую требовалось до назначенной даты.

В день обручения отец девушки (девочки) принимал у себя в доме многочисленных гостей. Это мог сам будущий жених или его отец, дядя, братья и ближайшие родственники. Заключить договор могли старшие представители рода. При положительном ответе на палец невесте надевали дорогое кольцо. С этого момента до дня свадьбы могло пройти от года до пяти и более лет.

В течение этого времени молодые не виделись и не общались. Бывали случаи, когда обрученные еще в младенчестве жених и невеста, зная о существовании друг друга, впервые встречались только на собственной свадьбе.

Подготовка к свадьбе

Готовиться к свадьбе родители девочки начинают практически с момента ее появления на свет.

Такая подготовка заключается в сборе приданого, которое состоит из:

  • посуды;
  • постельных принадлежностей;
  • подушек и одеял;
  • тканей;
  • одежды.

Более обеспеченные лезгины давали в приданое невесте ювелирные украшения или обеденные сервизы из серебра.

Подготовка к свадьбе длилась несколько лет, так как требовалось не только сшить праздничную одежду, но и собрать приданое, подарки дорогим гостям и родственникам жениха.

Проведение торжества

Свадьба продолжается несколько дней. Чем богаче семьи, тем дольше длится праздник. В первый день в доме жениха по традиции принимали трех музыкантов, которым подносили дары в виде:

  • трех пар носков;
  • трех платков;
  • трех хлебных лепешек.

Второй день – день обряда бракосочетания. В доме родителей жениха собирались гости и родственники, которые приносили подарки для молодых. Друзья жениха, свидетели, кадий и мулла заходили в помещение, где их ждали новобрачные, отец и дядя невесты. Спрашивали у жениха и невесты, согласны ли они связать себя узами брака, читали молитву, совершали брачный обряд. После этого юношу и девушку называли мужем и женой. На третий день девушка покидала родительский кров и переходила в дом мужа.

Здесь ее встречала свекровь с маленьким мальчиком на руках (по преданию, взявшая малыша на руки девушка должна была первым родить сына).

Чтобы жизнь была сладкой и счастливой, а свекровь и невестка не спорили и не ссорились, мать жениха угощала невестку медом.

Девушка должна была съесть ложку меда из рук свекрови. Отказать она не имела права. Молодые лезгины и лезгинки веселились на свадьбах отдельно.

Современная молодежь празднует в одном зале ресторана, и девушки с парнями танцуют в одном кругу, но раньше было строго запрещено женщинам находиться в одной комнате с мужчинами даже во время праздника. Традиционный танец – lezginka. Его танцуют парни и старшие мужчины, демонстрируя во время танца свою ловкость.

Если в танце принимает участие невеста, то родственники жениха должны оценить плавность движений, умение подчеркнуть достоинства партнера, оставаясь в тени мужчины.

После свадьбы

После завершения торжеств жених забирает молодую невесту и отправляется с ней в дом своих родителей.

Брачная ночь – священное таинство, после нее мать и тетушки жениха должны получить наглядное подтверждение невинности невесты. Утром после брачной ночи родителям невесты объявляют о том, что девушка действительно целомудренна, и праздник продолжался.

Только на третий день теперь уже молодая жена выходила из комнаты и встречала гостей на пороге дома своих новых родственников. Она вручает каждому пришедшему именной подарок.

Первые два дня после свадьбы жених проводил в обществе своих друзей, а на третий встречал своих близких родственников и принимал поздравления.

В этом видео вам расскажут все о свадебных традициях и обрядах на Кавказе:

Читать еще:  Конкурсы для маленькой свадьбы - игры для узкого круга

Современные лезгинские свадьбы во многом отличаются от праздников прежних времён. Однако и сегодня большинство лезгинов свято чтят традиции своего народа и проводят обручение и свадебный обряд в соответствии с ритуалом предков. Несмотря на то что по традиции парни и девушки празднуют и веселятся отдельно друг от друга, многие организовывают банкет в ресторанах или кафе, где собираются представители обеих семей независимо от возраста. Как отпраздновать свадьбу молодого лезгина, чтобы не нарушить традиций и не оскорбить своим поведением старейшин? Стоит прислушаться к советам и рекомендациям близких родственников и тамады, в роли которого выступает самый уважаемый и почитаемый человек из числа родных жениха.

Лезгинская свадьба. Традиции. Часть 1.

У всех народностей лезгинской группы инициатива в браке проявлялась не столько самим юношей, сколько его родителями и близкими родственниками. У табасаранцев, например, юноша о своем желании жениться передавал родителям через своего товарища. Прежде чем женить сына родители должны были знать о его выборе тоже через близкого товарища. Затем родственники собирались на совет, где обсуждали достоинства и недостатки семьи предполагаемой невесты. Решающее слово принадлежало уважаемым по возрасту сородичам. После семейного совета родители жениха официально поручали самому близкому сородичу (мужчине или женщине) добиться согласия родителей невесты. Сват (или сваха) несколько раз приходил в дом невесты, и только после третьего посещения посредник получал согласие на обручение. На языках лезгинской группы сватов называли «илчи». Сваха приходила в дом невесты с двумя ритуальными хлебами. Если мать девушки была согласна на брак, то она принимала принесенный хлеб. Противное означало отказ. Хозяйка дома принимала гостей, ставила перед ними чай, сладости. Однако, прежде чем дотронуться до еды, «илчи» сообщали цель своего прихода.

Лишь получив согласие, они присупали в трапезе. Этикет не позволял открыто отвергать предложение. Отказ давался в вежливой форме («Мы не думали о выдаче дочери замуж», «Еще не наступило время» и т.д.). Решающее слово принадлежало отцу. Он мог выдать дочь и вопреки ее желанию. Часто причиной несогласия родителей на брак служило социальное неравенство семей.

У прибрежных лезгин, особенно у азербайджанских, выкуп за невесту был известен под названием «калыма», у горных лезгин Дагестана – «рушен рагъ». У лезгин большинство семей обходилось чаще всего без взимания выкупа и ограничивалось приобретением для невесты комплекта свадебной одежды и незначительной сумой (мейре), предусмотренной мусульманским правом шариата. Чем выше и глубже в горы, тем реже встречался выкуп за невесту. Плата за невесту получала наиболее яркое отражение в адатах. Адат предусматривал и такое положение: если мужчина, сватая девушку из другого семейства, уславливался выдать за кого-нибудь из членов того же семейства свою сестру, то «иоль-пули» (условная плата) он не платил, и обмен этот назывался «баш-баша» (аз. голова за голову). Если при этом сватовстве девица одной стороны не достигла того возраста, который позволял ей вступить в брак, то ее сторона доплачивала по условию тому семейству, из которого бралась совершеннолетняя девушка. Обычно приданое невесты превосходило сумму, вносимую женихом. Нередко отец невесты давал своей дочери в качестве приданого скот, участок земли. Даже средний крестьянин, отправляя приданое девушки, привязывал к телеге корову, говоря при этом: «Это ей». Взимание выкупа за невесту – «калым» – в большинстве случаях наблюдалось в семьях зажиточной верхушки народностей лезгинской группы. Выкуп за невесту вносили не только деньгами, но и натурой: зерном, баранами, крупным рогатым скотом. Помимо калыма, жених обязан был купить будущей жене свадебный шелковый наряд, одну пару будничной одежды и пару сапожек или туфель.

После принятия предложения, родители жениха приглашали к себе близких родственников, которые приходили с подарками, и наиболее уважаемые из них отправлялись в дом невесты для окончательного сговора. Подарок невесте состоял из кольца (серебряного или золотого, шелкового платка, платьев, носков, обуви, национального блюда-плова, сладостей). В вечер заключения сделки (обручения) устанавливали день свадьбы. Спустя 2-3 дня после получения задатка, родители жениха через своих родственников отдавали родителям невесты остальную часть калыма. В этот день происходили угощения и в доме невесты, и в доме жениха. В дом жениха приглашали по одному представителю от каждой сакли аула.

Кроме калыма в брачном договоре был предусмотрен «кебин гъак» – деньги (не более 40 рублей серебром) для обеспечения жены в случае развода. Окончательно договорившись, обе стороны – родственники жениха и невесты – поздравляли друг друга. На этом обручение считалось завершенным. В некоторых семьях назначался специальный день для обручения («лишанар»), а за день до него в доме жениха собирались все родственники с подарками или деньгами. Родители жениха отбирали необходимые подарки, снаряжали подносы (хунче) с одеждой, со сладостями, пловом. В назначенный обручальный вечер делегация жениха шла в дом невесты с музыкой, впереди – мужчины, а за ними женщины с подарками. Их встречали родители невесты. В честь их прихода устраивались угощение, танцы. Принятие принесенных подарков и части условленной части выкупа, надевание кольца на палец невесты («нишан») означало совершение обряда обручения и невеста считалась окончательно засватанной.

Читать еще:  Простые и вкусные салаты на свадьбу: рецепты с фото

Сватовство – особенности села Куснет

Довольно оригинальным является сохранившийся до сих пор обычай лезгин сел. Куснет Кубинского района Азербайджана. Молодые после официальной помолвки должны были пойти к священному дереву, известному под названием «Гелин пир» («Невестин пир»), и вырезать на нем дату обручения и свои имена. По представлению кубинских лезгин, это священное дерево охраняет жизнь и благополучие молодых408. Несомненно, что это своеобразный обычай говорит о домусульманских верованиях народа. От обручения до свадьбы родители жениха во время наступавших праздников посылали в дом невесты подарки, халву и другие национальные блюда. После обручения («лишанар») жених и невеста скрывались от всей новой родни, не показывались на глаза друг другу. Невеста, встретив жениха, убегала или сворачивала в сторону. По рассказам, в отдельных лезгинских селениях до революции существовали неофициальные, тайные посещения невесты женихом. Родить до замужества считалось позором.

Подготовка к свадьбе

Период между обручением и свадьбой у некоторых семей затягивался от одного до трех лет. К свадьбе готовились обе стороны. Играли свадьбу обычно осенью, после уборки урожая или в конце зимы, до наступления весенних полевых работ. Свадебные торжества продолжались от двух до семи дней, что зависело от имущественного положения родителей. Бедняцкие семьи ограничивались одно – двухдневным гулянием. В организации свадьбы материально помогали невесте и жениху близкие родственники: дядя по отцу и матери, братья и др. Родители жениха и невесты снаряжали караван (на лошадях), с которым близкие родственники отправлялись за необходимыми товарами и продуктами, которые и во вьюках доставляли домой. Невеста и ее родня в это время завершали вязание шерстяных носков, тканье ковров, хурджунов. Накануне свадьбы родители жениха созывали на семейный совет близких родственников, распределяли между ними обязанности по встрече гостей, подготовке свадебной еды, убою скота и т.д. в больших свадебных котлах приготовлялись национальные блюда: суп с мясом (шурва), плов, соус, голубцы и др.; выпекали хлеб. В день свадьбы (воскресенье или четверг) приходили приглашенные. Приезжавших из других аулов гостей представители жениха встречали на подступах к селению с музыкой.

Свадьба всегда сопровождалась лучшей танцевальную музыку. У кубинских лезгин это было трио: тар, каманча, тафт; у горных лезгин, табасаранцев и агулов – зурнист и барабанщик. Особой популярностью пользовались профессиональные музыканты из селения Ахты. В Южном Дагестане особой популярностью пользовались табасаранские ашуги. Нередко на свадьбах состязались певцы – лезгинские, рутульские, табасаранские. Азербайджанские песни и музыка звучали на всех свадьбах народностей лезгинской группы.

Первый день свадьбы

С приходом музыкантов и начинался свадебный обряд. Перед свадьбой жених со своими друзьями шел купаться на реку, после чего его одевали в свадебную одежду, и он уходил в дом самого близкого родственника, где веселье шло отдельно, для узкого круга. Жениха с этого дня именуют «ччам». Друзей жениха называют «енгияр», «наибар», у кубинских лезгин еще «пакаул». Невесту именуют: «свас», а ее подруг – «наибар», «енгияр».

На торжества приходили гости, женщины аула приносили по миске муки, сладости, а приезжие приводили барана или козу. В маленьких селениях на свадьбу приглашали весь аул. В таких больших селениях, как Ахты, Курах, Касумкент и др. составляли списки, по которым специально выделенные люди созывали гостей. У цахуров это делала сестра жениха, одевавшая свадебный наряд невесты. Ее свиту одаривали за приглашение деньгами, сладостями.

В теплое время года свадьбу проводили во дворе, а столы для торжеств накрывали в комнатах. Мужчины и женщины располагались на свадьбах отдельно. Гостей-мужчин обслуживали мужчины, гостей-женщин – женщины. Во время танцев на одной стороне стояли мужчины, на другой женщины. В танцах активно участвовали все гости. Танцами руководил «чауш» – специально выделенное лицо. «Чауш» заказывал музыкантам танец по желанию танцующих. Любимым национальным танцем была лезгинка, а также и другие танцевальные мотивы Азербайджана и Дагестана. На некоторых свадьбах танцующей женщине-лезгинке близкие знакомые и родные давали в руки деньги. Окончив танец, она бросала их музыкантам. Если на свадьбе присутствовала обрученная невеста, то родственники жениха вызывали ее на танец и одаривали деньгами. По этикету мужчина не мог закончить танец раньше своей партнерши, ибо это считалось оскорблением ее чести.

Читать еще:  Японская свадьба - национальные традиции и обычаи

Свадьба проходила, в основном, в доме жениха. На свадьбе в доме невесты присутствовали лишь ее подружки и близкие. На гулянке в доме жениха по традиции избирали главного тамаду, который именовался «хан» или «шах маджлис». У шаха было два заместителя, два телохранителя и два «чауша» (часовых – исполнителей воли шаха). Шах маджлис был главным лицом – блюстителем порядка. Обычно это был представитель зажиточной верхушки. На свадьбе он мог по своему усмотрению наказывать и штрафовать любого. Перед «шахом» стоял стол с угощениями. Вопреки грозящему наказания, гости, особенно молодежь, старались нарушать волю «шаха» и приказание его слуг. Ради шутки и веселья они пытались стащить шахскую папаху, украсть со стола шаха еду и т.д. Трофей становился собственностью победителя, но, если во время кражи «шах» замечал «вора» и ударял его специальной палкой, виновник возвращал взятую вещь и штрафовался по усмотрению «шаха». Штраф выражался, например, в том, что нарушитель должен был доставлять на кухню барана, сладости и т.д. Если кто-нибудь ловко припрятывал шахскую папаху, то наказывали «шаха». Так, с шутками, танцами, состязаниями, песнями и с обильным угощением проходила свадьба.

Акт бракосочетания по шариату «кебин» у народностей лезгинской группы совершался за месяц, за несколько дней или в день свадьбы. При юридическом овормоении мусульманского брачного акта присутствовало 5 человек: два представителя со стороны родственников жениха и невесты, два свидетеля из односельчан и мулла. Свидетели формально спрашивали жениха и невесту о согласии их на брак. Невеста по обычаю молчала, вместо нее отвечал дядя или отец. По поверяю религиозных людей во время заключения «кебина» или «нека» (обряда венчания) дом, в коем происходила эта церемония, должен был оберегаться от влияния «злых духов». Для этой цели у дверей дома и на крыше ставили своих людей.

Лезгинская свадьба — традиции и обычаи

Лезгины обладают зажигательным и импульсивным характером, но это касается только темперамента, и лезгинская свадьба не исключение. А вот к выбору возлюбленной этот народ подходит с особой тщательностью.

Сватовство

Молодой человек, определившись с выбором суженой, должен рассказать об этом решение своей семье. Но сам об этом не сообщает, за него это делает либо брат, либо друг. Назначается домашнее собрание, на котором принимается решение, достойна ли девушка, отчего дома. Если совет принял положительное решение, начинается процесс сватовства.

К родителям невест посылают почтенного лезгина, на которого возлагается миссию прошения руки и сердца. Илчи или сват трижды предлагает матери девушки отдать за своего подопечного. И только на третий раз родители принимают решение. Положительным ответом служит специально испеченный хлеб, который она преподносит свату.

Соглашение

После обоюдного согласия сторон, собирается повторный домашний совет с приглашенными родственниками. Гости собираются и дарят презенты и выбирают делегацию, которая пойдет договариваться о нюансах предстоящего события.

В жилище к будущей семье приходят с дарами для избранницы-обручальное кольцо, пара нарядов, обувь и угощения это начальный аванс перед калымом. После обсуждения условий свадебной церемонии, через несколько дней отправляют оставшуюся часть выкупа. В эти дни в обоих домах проходят праздничные обеды, куда созывается все родственники, и соседи которых оповещают о будущем меропириятии. После этого обручение считается оконченным.

Процесс свадьбы

Лезгинские свадьбы и подготовка к ним занимают много времени от нескольких месяцев до пары лет. Это событие готовится с особой тщательностью, и предусматриваются все нюансы. Лезгинская свадьба в селе не подразумевает никаких оплошностей, готовится план мероприятия, которому все строго следуют.

Свадебное тожество намечается на воскресенье или четверг, по старым поверьям это самые благополучные дни для бракосочетания.

Лезгинская свадьба подразумевает и красивое приглашение на свадьбу. Член семьи со стороны невесты ходит по домам и лично сообщает о приглашение на торжество. Выбирают обычно сестру девушки, она в подвенечном платье с подругами приглашает односельчан, а в замену за ее труд одаривают презентами.

Перед свадьбой молодой человек купается в реке и надевает национальный костюм. Празднует свою свадьбу он у одного из родственников в тесной дружеской компании.

Во время праздничного застолья дом делится на две половины: мужскую и женскую. Только на время танцев мужчины и женщины собираются. Танцевальным вечером руководит специальный человек, который распоряжается выбором мелодий к празднику. Конечно самый популярный танец это лезгинка. Во время лезгинки мужчины стараются перед друг другом выделится и произвести впечатление на женскую половину. Считается, чем ниже сможет сесть лезгин во время танца, тем он сильнее.

Официальное бракосочетание происходит в окружение пяти человек и проходит за несколько дней до торжественного застолья. Так что девушка вступает в дом к мужу законной супругой.

Источники:

http://svadba.expert/podgotovka/traditsii/po-narodam/lezginskie
http://svadba.bz/Russian/lezg_svad_trad.html
http://xwedding.ru/svadebnye-traditsii/lezginskaya-svadba.html

Ссылка на основную публикацию