Табасаранские свадьбы – народные традиции и обычаи
Свадебные традиции и обычаи Табасаранцев
Вступление в брак считалось у табасаранов обязательным. Незамужних престарелых женщин и неженатых мужчин осуждали. Девушку выдавали замуж без ее согласия. Сватовство начиналось в четверг. Предварительно родители юноши узнавали, согласны ли родители девушки выдать дочь за их сына. В большинстве табасаранских сел сговор закреплялся подарками, пирогом с орехами, серебряными монетами, кольцами. В некоторых селениях до сватовства устраивались смотрины невесты.
После сватовства назначался день официального обручения. Оно проходило в доме невесты. Родственники с обеих сторон обменивались подарками, предназначенными для будущих молодоженов.
Любой мужчина, пожелавший жениться на вдове или девушке, должен был заплатить калым (выкуп за невесту), включавший скот, участок земли, подарки для родственников невесты. Помимо калыма жених выплачивал невесте деньги, составлявшие ее имущество в случае развода.
Для избежания уплаты калыма использовался обменный брак, при котором мужчина, сватая девушку из другого семейства, давал обещание выдать за кого-нибудь из членов этой семьи свою сестру или дочь. Существовал также колыбельный сговор, при котором родители малолетних детей договаривались о будущей женитьбе сына и дочери.
У табасаранов практиковалось умыкание невесты. При похищении девушки ее родственники преследовали похитителя. В случае самовольного ухода девушки из дома ее родители, как правило, смирялись со случившимся. При этом у жениха требовали определенный выкуп.
В период от сватовства до свадьбы родственники жениха навещали родню невесты, дарили подарки. Последний визит устраивался за неделю до свадьбы. В торжественной обстановке в дом невесты везли большую часть калыма. Невеста избегала встречаться с родней жениха, а жених с родственниками невесты.
Табасаранская свадьба начиналась в пятницу и завершалась в понедельник. В первый день торжеств приглашенные вручали хозяевам свадебные флаги, которые вывешивались на заборе. Родственники приносили на свадьбу кушанья для свадебного стола.
В некоторых селениях накануне свадьбы устраивались проводы невесты – девичник, на который приходила вся молодежь. В день свадьбы в специально отведенной комнате дома жениха совершался обряд бракосочетания. При его исполнении требовалось открыть все замки в доме, нельзя было завязывать узлы, сцеплять пальцы обеих рук, держать сжатым кулак. Во время бракосочетания посередине комнаты ставили кувшин с водой. Представители каждой семьи при произнесении молитвы прикладывали пальцы к горловине кувшина. Палец представителя жениха должен был быть приложен выше всех, что символизировало власть мужа как главы семьи. После первой брачной ночи молодожены использовали воду из кувшина для купания.
На время свадьбы жених переселялся в дом близкого родственника. Ему уделяли большое внимание – угощали и развлекали. Он постоянно находился под охраной и ни с кем не разговаривал. Во дворе дома жениха на протяжении всех дней свадьбы играла музыка. Из числа присутствующих выбирался «хан» и несколько помощников. Они следили за соблюдением порядка на свадьбе, обеспечением гостей едой и напитками. Все приказы «хана» беспрекословно выполнялись. За несоблюдение этой традиции нарушитель подвергался наказанию. Его привязывали к дереву и требовали выкуп. Тот, кто сумел выкрасть ханскую папаху, считался самым смелым человеком. На установленное срубленное дерево навешивали различные яства и платки. Хозяин дома тряс дерево и раздавал упавшие угощения. Жених должен был сорвать с дерева яйцо – символ жизни.
На второй день свадьбы, с наступлением сумерек, направлялись за невестой. По дороге проходили конно-спортивные соревнования. Послов жениха не пускали в дом до уплаты выкупа. Первый, кто сообщал невесте о приближении свиты жениха, получал в подарок платок. В ряде селений перед домом невесты устраивалась стрельба в цель. Пока родственник жениха не поражал цель, невесту не отдавали. Невесту, покрытую шелковым платком, выводил из дома ее брат или близкий родственник. Проводы сопровождались исполнением обрядовых песен и плачем невесты. В качестве сопровождающей и телохранителя с ней ехала женщина, у которой удачно сложилась личная жизнь, что, по поверьям табасаранов, передавалось невесте. Обязательным сопровождающим невесты был также мальчик 3 – 5 лет. Вместе с невестой привозили приданое. В горах невесту перевозили на украшенном коне, а в низовье – на арбе.
Представитель стороны жениха нес в руках железную палку с острым наконечником, на который нанизывалось мясо. Процессию встречали торжественно – угощениями и зажженной лампой. Когда невеста подходила к порогу, ее приглашали отведать мед и масло. Мед обеспечивал сладкую жизнь, масло – дружбу в семье. Затем невесту вводили в одну из комнат, снимали с нее платок и усаживали на почетное место в правом углу. На колени невесте сажали сопровождавшего ее мальчика, чтобы у нее родился такой же здоровый и красивый сын. К ней подходили с пожеланиями сладкой жизни. Свекровь клала в обувь невесты деньги, чтобы обеспечить ей богатство.
Около полуночи к невесте входил жених. Новобрачная старалась, чтобы в первую брачную ночь ее одежда лежала поверх мужниной – чтобы она верховенствовала в доме. Через некоторое время холостяки лезли на крышу и лили воду в дымоход, требуя выкупа. Молодые откупались едой. Девственность невесты подтверждалась демонстрацией так называемого «платка невинности». После первой брачной ночи невеста должна была переодеться в новый наряд и принимать поздравления всех женщин села. Переодевание символизировало переход к замужней жизни. Женщины и невеста обменивались подарками. Затем следовали танцы, после которых все гости приглашались в дом отца жениха. Отец разносил на подносе халву и угощал гостей, бросавших на поднос деньги. Гости также получали подарки.
Спустя три дня невеста совершала первый выход за водой. К реке с ней отправлялись и девушки – родственницы, соседки. По пути раздавались мелкие подарки, сладости.
Обычаи равнинного Дагестана — табасаранская свадьба
Жители равнинного Дагестана ревностно хранят традиции своей культуры, оберегая впитанные с молоком матерей семейные ценности и заведенные еще пращурами порядки. Тесный сплав веры, уважения к старшим и пришедших из глубины веков обычаев создал самобытный уклад жизни этого народа. Табасаранская свадьба была и остается основополагающим, самым радостным событием, влияющим на жизнь новобрачных, их родственников, друзей и соседей.
Традиции и верования табасаранцев
Согласно убеждениям табасаранцев, создание семьи – естественный и необходимый этап в жизни каждого человека. Женщины и мужчины, по каким-либо причинам не вступившие в брачные отношения и, соответственно, не имеющие детей, отторгались обществом. Подходящим возрастом для начала семейной жизни считался период 15-17 лет. Случаи похищения девушек, обычные для горских народов, были крайне редки – родня украденной девы начинала жестокую кровавую месть.
Обычно женились по сговору между семьями, когда детей сватали еще в колыбели. Были «обменные» браки. В зажиточных родах решения принимали главы семей, при этом, жених и невеста могли вовсе не знать друг друга. Тщательно проверялись состояние и репутация будущих супругов. Социально неравные браки были крайне редки. У простых табасаранцев возможностей было больше: парни могли познакомиться с девицами на общих работах, гуляниях или просто на улице. Очень часто такая встреча и недолгое общение приводили к сватовству и последующей свадьбе.
Сговор и помолвка
К выбору будущей супруги семья жениха подходила со всей ответственностью. Обычно по достижению молодым человеком брачного возраста или незадолго до того, вся семья начинала искать подходящую по всем параметрам девушку – если не было ранней помолвки или она была расторгнута по веским причинам. Самого парня редко спрашивали о его пожеланиях, считалось, что послушный сын должен довериться мудрости старших в роду.
В будущих невестах весьма ценилась внешняя привлекательность, отсутствие ярко выраженных заболеваний. Скромность и трудолюбие, бережливость и добрый характер также считались ценными качествами. Невеста должна была иметь безупречную репутацию, а ее семья – занимать примерно равные позиции в обществе. Даже если парень сам находил себе невесту, и информировал об этом родных, кандидатка проверялась со всем тщанием. И лишь потом предпринимались следующие шаги.
Девушки в своей судьбе участия практически не принимали – таковы были законы табасаранцев. Они должны были исполнять волю старших родичей. Считалось, что те лучше знают, где ее ждет счастливая безбедная жизнь.
Когда выбранная невеста была одобрена на семейном совете, в дом ее родителей засылались сваты. Обычно группа состояла из замужних женщин семьи и матери жениха. Они несли с собой подарки: сладости, деньги и помолвочное колечко. По древнему ритуалу немедленного согласия никто не ждал. Родителям девушки давалось время на раздумья и оценку личности и семьи кандидата в женихи. К тому же, быстрое согласие могло насторожить сватов: неужели с девицей что-то неладно, и ее хотя побыстрее сбыть любому желающему?
Во время сватовства мать жениха еще раз оценивала девушку внешне и по характеру. Обычно жители соседних деревень друг о друге были наслышаны, так что беглого взгляда было достаточно. Все дети подходящего возраста росли на глазах общества, половина приходилась друг другу ближними и дальними родственниками.
Когда согласие со стороны представителей девицы все же было получено, начинались переговоры. Семьи обсуждали размер калыма и приданого, назначали день торжеств. Размеры выкупа могли быть самыми разными, по согласию, и зависели целиком от благосостояния семей. Зажиточные, разумеется, давали за своими детьми более ценные выкупы. Считалось позором проявлять скупость в этом вопросе.
Подготовительный период
Все время подготовки к свадьбе родичи будущего жениха навещали дом невесты. Вели неспешные разговоры, одаривали подарками. Традиционно, такие вечерние посиделки заканчивались за неделю до венчания. Обязанности по проведению торжеств распределяли на обе семьи, равно как финансовое обеспечение и застолье.
Калым
За невесту по традиции было принято давать выкуп-калым. Чем богаче была семья девушки, тем дороже стоило ее замужество. За девицу могли дать скот, лошадей, луга для выпаса или сады, виноградники, сельскохозяйственную продукцию, а также дома. Разумеется, могли посчитать и денежный выкуп. Также, семья жениха собирала различные небольшие дары для родственников невесты.
Приданое
В приданое девушки входили предметы домашнего обихода, одежда и ткани, украшения и посуда. Иногда включался домашний скот или надел земли.
Девичье прощание
Накануне свадебных торжеств для юной красавицы устраивали девичник. Собирались незамужние подруги, сестры. Девушки пели обрядовые песни, желали невесте лучшей доли.
Традиции свадебных торжеств
Свадьба традиционно гулялась три дня, назначали ее обычно на период с пятницы по воскресенье. В первый день свадьбы в доме жениха собиралась торжественная кавалькада. Все добро или скот, вошедший в калым, показательно, на виду у соседей, перевозили в дом родителей девушки – чтобы никто не мог сказать, что парень беден или не дал положенного выкупа. На воротах девичьего дома вывешивали флаги, по которым каждый табасаранец знал о проходящем торжестве.
Свадебные застолья у этого народа всегда проводились в доме невесты. «Зайти на огонек» мог кто угодно, особых приглашений никто не ждал. Гостей принимали независимо от личности, дружелюбно, угощали и привечали всех.
Из числа присутствующих выбирались распорядитель свадьбы – хан, и его помощники, которые отвечали за обильность угощения и выпивки.
Венчальный обряд-ниякх проводился в день свадьбы или накануне. По традициям этого народа, присутствия молодых не требовалось, были лишь уполномоченные представители с обеих сторон.
Интересные обычаи и приметы табасаранцев
- При раннем младенческом сговоре отец девочки давал родителям парня нечто дорогое в качестве гаранта намерений.
- Иногда жених не давал выкуп за невесту. Своеобразным «взаимозачетом» служила девушка из его рода, отданная за парня из семьи невесты.
- Считалось несчастливым предзнаменованием увидеть молодоженам друг друга до свадьбы. Даже случайных встреч на улице избегали всеми способами – девица должна была быстро спрятаться, завидев будущего супруга.
- Счастливый жених должен был подарить невесте некоторую денежную сумму.
- Особой доблестью считалось украсть у «хана» папаху. В случае удачи распорядитель должен был заплатить выкуп.
Традиционное угощение
Обычными угощениями у табасаранцев являлась баранина и говядина в запеченном, тушеном и жареном виде, шашлыки, овечий сыр, лепешки с начинками и кисломолочные продукты. Лепили национальные пельмени, пироги с картофелем и творогом. Варили супа и разновидность местных макаронных изделий с соусами. Богат был стол на сладости из орехов, фруктов, ягод и меда.
Второй день свадьбы
По окончании первого дня пира, все гости и новобрачные расходились по своим домам. С заходом солнца на второй день жених должен был забрать свою невесту. Путь его был нелегок: встречались преграды в виде детей, которые выманивали сладости и мелкие монетки. Также он должен был заплатить за право войти во двор и ступить на порог ее дома. Расплатившись со всеми «вымогателями», жених мог забрать свою жену. Перевозили ее в сопровождении зрелой женщины, счастливой в браке, и мальчика до пяти лет, тогда же забиралось и приданое.
После первой брачной ночи было принято извещать всех о невинности девушки, вывешивая на воротах окровавленную простыню. Затем молодая жена принимала поздравления и презенты от родни.
Табасаранская свадьба гостеприимна и щедра на угощения и веселье. Здесь принято шумно и многословно поздравлять счастливых молодоженов, желать от всего сердца лучшей жизни и любви.
Табасаранские свадьбы – народные традиции и обычаи
Особенность языка этого народа нередко используют при составлении заковыристых заданий для кроссвордов. И правда, табасаранский непрост: в нём 48 местных и четыре основных падежей – попробуй все запомнить!
Потомки древних таваспаров
Табасараны (табасаранцы) – один из древних горных этносов многонационального Дагестана. В России по данным переписи 2010 года их 146,4 тысяч человек. Живут преимущественно в трёх районах Дагестана: Табасаранском, Хивском и Дербентском. За пределами республики – в основном в Ставропольском крае и Ростовской области.
По поводу их происхождения учёными высказано немало гипотез. Кто-то назвал табасаранов народном монгольского происхождения, кто-то – потомками евреев, армян, персов, арабов, тюрков, татар, кто-то – народом, изначально проживающим на тарритории современного Южного Дагестана.
Антропологи относят табасаранов к кавкасионскому типу европейской расы. Народность сформировалась очень рано. Её предки под названием “таваспаров” входили в состав многоплеменной Кавказской Албании, образовавшейся еще в IV веке до нашей эры. После её распада существовало самостоятельное государство Табасаран во главе с царём (VII и до конца XII века).
Двадцать тысяч проклятий
На протяжении многих столетий жители Табасарана защищали свою землю от иноземных захватчиков: гуннов, хазар, персов, арабов, сельджуков, монголов, турков. В обиходе по сей день жива присказка, которую употребляют в отношении нанёсших серьёзную обиду людей: “Двадцать тысяч проклятий тебе!”. Испытания, перенесенные народом, нашли отражение и в поверье об ауле, семь раз сгоравшем дотла и столько же раз восстанавливавшемся на прежнем месте.
С другой стороны, выгодное географическое положение способствовало активным связям Табасарана с другими государствами. Его жители поддерживали отношения с народами ближних областей, а также Ширвана и Армении, были в контакте с Персией, Русью (куда, например, возили шерсть, паласы и другие товары) и другими странами. Все эти исторические процессы не могли не найти отражения в их языке.
Язык-рекордсмен
Как один из самых сложных и многопадежных табасаранский язык занесен в книгу рекордов Гиннеса, где компанию ему составляют всего 4 языка: не менее заковыристые китайский и эскимосский, а также два индейских – наречие чиппева и изолированный язык хайда.
Язык-рекордсмен – предмет гордости табасаранов. Он входит в лезгинскую подгруппу нахско-дагестанской группы и имеет диалекты – нитрихский и сувакский, иногда также выделяют галинский. Исследователи отмечают в нём много заимствований – из северокавказских, тюркских и иранских языков.
Изучать табасаранский в естественную среду приезжают лингвисты со всего света.
Однако они же ещё с конца XIX века с сожалением отмечают: все чаще язык звучит только в бытовой речи.
Шуба наизнанку – к дождю
Табасараны – мусульмане суннитского толка. Ислам среди них начал распространяться в VII-VIII веках, но утвердился в XIV веке. Несмотря на это, сохранились и остатки древних традиционных верований.
Табасараны издавна почитали огонь, священные камни и деревья, могилы “святых”, предков, верили в духов, имели магические представления. Среди последних любопытен обряд вызова дождя, который выполняли юноши. В засуху они собирали ветви и обвязывали ими одного из участников. Его задачей было петь обрядовую песню, ходя по дворам, задачей селян – обливать его водой. Для вызывания дождя также практиковали надевание наизнанку шубы, сдвигали с места надгробный камень, очищали родники от ила, били палкой воду, произнося заклинание. А общественные моления рядом с оставленным во дворе острым предметом должны были избавить от града.
Наличие мечетей не отменило пиры – места древних обрядов. Сюда приходили в случае болезни и невозможности забеременеть. Подношениями духам служили яства и одежда.
Не плюй в очаг
По культуре и быту табасараны близки родственным дагестанским народам. Они занимаются сельским хозяйством и ремёслами, наибольшей искусности достигая в резьбе по камню и дереву.
Важное место в доме занимал очаг. Он служил не только для отопления и приготовления пищи: с ним связаны различные обряды и верования. Очаг считался священным и олицетворял семейное единство. Плевать в него или бросать мусор считалось недопустимым.
Клятва, произнесённая у очага, считалась самой крепкой.
А на похоронах очаг не разжигали до тех пор, пока в доме находился умерший.
Персам на зависть
Главный промысел, принёсший этому народу славу в веках и сохранившийся по сей день, – ковроткачество. Говоря о дагестанских коврах, часто имеют в виду именно табасаранские изделия. Некоторые считают, что мастерство их исполнения не уступает персидским и даже превосходит его!
В основу ремесла легли традиции восточных мастеров. Его развитию способствовало прохождение через Дербент Великого Шёлкового пути. Табасаранский ковёр может прослужить верой и правдой до 300 лет. Секрет такой долговечности и яркости красок – в особой технологии производства. В качестве сырья используют шерсть высокогорных овец, которую окрашивают традиционным способом. Роль красителей выполняют натуральные ингредиенты: полынь, кора ореха, барбарис, корень марены, зверобой, душица, луковая шелуха. Об этой технологии в своих трудах упоминал ещё Геродот.
Расшифровать орнамент
Ковры – главный элемент украшения табасарнского дома: ворсовые развешивали на стенах, безворсовые (“сумаха”) стелили на глиняный пол для теплоты. Иногда они даже выполняли роль мебели. Специальными ткаными накидками покрывали люльки младенцев. Ковёр был обязательной частью приданого любой невесты. Его использовали в похоронных обрядах, продавали и меняли на товары (стоимость лучших изделий равнялась нескольким головам мелкого рогатого скота). А после принятия ислама появился и особый вид молельных ковриков – намазлык.
А ещё ковры умеют разговаривать: на своём особом языке. В рисунке зашифрованы сцены из жизни, моменты сражений, обряды. Жители Кавказа не сомневаются: ковры с определённым орнаментом могут привлечь счастье, удачу и защитить семью от невзгод.
Миллионы узелков
Центрами ковроткачества табасаранов с давних времён считаются сёла Хучни, Аркит, Халаг, Тинит, Ерси. Ткацкий станок был дома у каждой табасаранки. Усаживать за него девочек начинали с десяти лет.
В промысле применяется техника полотняного плетения: на ткацком станке натягиваются нити основы, сквозь которые с помощью челнока или пальцев протаскиваются шерстяные нити. Умелые мастерицы тратят на один узелок две секунды. Даже в небольшом ковре их больше трёх миллионов! За одним станком, таким образом, может трудиться до шести женщин. Создание одного изделия может потребовать несколько месяцев. Окончание работ празднуют танцем на вынесенном во двор ковре.
В давние времена качество работы проверяли очень своеобразно. По ковру пропускали табун лошадей, его оставляли на солнце в течение нескольких дней, специально вымачивали. И лишь достойно прошедшее все испытания изделие могло носить название табасаранского.
Источники:
http://m-kala.ru/svadebnye-tradicii-i-obychai-tabasarancev/
http://psvadba.ru/tabasaranskaya-svadba.html
http://nazaccent.ru/content/26468-kovrovaya-stolica-dagestana.html