Аварская свадьба в горах, селе: народные традиции и обряды

Традиции аварской свадьбы

Аварцы – народ, который славится не только доблестью и честью, но и своим отношением к традициям и обычаям предков. С давних пор до настоящего времени их почитают и стараются следовать им во всем. Особенно это касается свадеб и семейного уклада. Издавна повелось, что невесту аварскому парню выбирают только родители.

Браки заключались исключительно по предварительному сговору старших и оставались прочными до конца жизни супругов. Аварская свадьба – результат договоренности родственников и беспрекословное подчинение родительской воле. Аварцы – немногочисленный народ, и для сохранения его было принято женить парней только на аварках, выбирая невест после тщательного ознакомления с их семьями.

Как проходит сватовство и помолвка

В прежние времена случалось так, что жених и невеста впервые встречались только на собственной свадьбе, хотя с самого детства знали, что супруг или супруга давно выбраны родителями.

Приданое для невесты тоже собиралось с момента ее появления на свет, ведь главное предназначение женщины – стать покорной женой, хорошей хозяйкой, заботливой матерью.

Сегодня парень сам выбирает себе невесту, но принять решение и жениться без согласия отца у него вряд ли получится. Если отец и мать согласны с выбором сына, они наводят справки о положении членов семьи девушки в обществе, их материальном благополучии и уровне воспитания. Одобрив кандидатуру невесты, придирчиво подбирают тех, кто станет сватами.

Для начала парень отправляется в гости и в качестве намека на то, что девушка ему нравится, оставляет в доме ее родителей какую-то вещь, принадлежащую ему.

Если девушка дает согласие, то в дом ее отца отправляются сваты, в роли которых выступают мать и сестра жениха. Они могут вести так называемые предварительные переговоры, но окончательное решение примет отец юноши. В тот день, когда на пороге жилища родителей девушки появлялись мужчины, представляющие семью парня, проводился обряд «выбора жениха».

Чаще всего брат юноши с дядей, друзьями и старшими мужчинами приносили подарки в дом будущей невесты.

Сватовство у аварцев больше похоже на небольшую свадьбу. Оно проходит за столом, уставленным разнообразными блюдами, но перед началом беседы в дом родителей невесты, как того требуют старинные обряды, приходят музыканты. Это трое парней, которым дарят три шапки, три пары носков и три платка.

Потом на пороге появляются мужчины из рода жениха и преподносят свои дары. В первую очередь они предлагают угощение и сладкое вино. Как того требует свадебный обычай, в качестве угощения приносят курицу и сладости.

Сваты красочно описывают достоинства юноши, расхваливают его характер, перечисляют такие качества, как смелость, сила, ответственность. Они стараются убедить родителей невесты в том, что жених способен содержать семью, заботиться о жене и детях. Ошибиться с выбором жениха нельзя, так как разводов у аварцев не бывает.

Если договоренность достигнута и назначен день бракосочетания, жених дарит невесте ювелирные украшения, деньги и надевает на палец кольцо из золота или серебра. С этого момента судьба девушки практически решена.

Подготовка к свадьбе

Подготовка к свадьбе может продлиться от года до двух или трех лет. Все зависит от уровня материального состояния родителей молодых. Несмотря на то, что приданое для девушки начинают готовить со дня ее рождения, только после помолвки женщины в доме невесты приступают к шитью свадебных нарядов.

В горах Дагестана принято готовиться к свадьбе основательно. В приданое невесты входит все необходимо для жизни:

  • подушки и одеяла;
  • постельное и нательное белье;
  • одежда;
  • обувь;
  • кухонная утварь.

Конечно, в городах в качестве приданого девушка получает не только постель. Здесь готовят бытовую технику и электронику.

Чтобы подготовиться к предстоящей свадьбе, родным невесты и жениха необходимо позаботиться о продуктовых запасах. Ведь праздник будет проходить в обоих домах.

Проведение торжества

У аваров, живущих в селе в горах, принято приглашать на свадьбу всех жителей селения. Это настоящее пиршество, которое продлится несколько дней.

В первый день жених празднует со своими друзьями, а невеста находится с подругами и старшими женщинами, которые ее наряжают, представляют родственникам. На первом этапе праздника отец невесты посещает дом родителей жениха, где его угощают, одаривают.

Потом наступает очередь жениха, который вместе с братьями и друзьями приносит подарки в дом невесты. Все принесенные дары выставляют на всеобщее обозрение, чтобы соседи могли убедиться в состоятельности жениха и оценить уровень его обеспеченности.

Читать еще:  Сценарий выкупа невесты в стихах - интересный и смешной

В это время проходит и религиозная церемония, на которой не требуется присутствие невесты.

Девушка в окружении сестер, подруг и старших женщин празднует отдельно от будущего супруга. На третий день происходит прощание с родителями.

Жених забирает невесту в свой дом на второй день свадьбы. Она появляется перед гостями, одетая в свадебный наряд, но укутанная покрывалом. На пороге девушку встречают женщины, свекровь подносит ей ложку меда (чтобы жизнь была сладкой), родственницы дают невесте ребенка (маленького мальчика), чтобы та взяла его на руки.

По древнему поверью, только после этого можно быть уверенным, что первенцем у молодоженов будет сын. Мужчинам запрещено входить в помещение, где находится невеста. Юноша приходит к своей невесте поздней ночью. Утром следующего дня новобрачную поздравляют все женщины, присутствующие в доме. Ей дарят дорогие подарки, ювелирные украшения.

Свадьба продолжается. Жених проводит дни с друзьями, празднуя рождение новой семьи, а невеста ждет его в доме, не покидая пределов отведенной ей комнаты.

После свадьбы

На третий день после того, как будут завершены торжества, невеста выходит из помещения и направляется в сопровождении подруг к колодцу, чтобы набрать воды.

Помимо кувшина у нее с собой должно быть большое количество сладостей. Ими она будет откупаться от подружек, которые постараются помешать ей наполнить кувшин водой.

Несмотря на то что по традиции молодожены будут жить в разных комнатах и не будут тесно контактировать, именно молодая жена (во всем подчиняясь свекрови) будет отвечать за хозяйственную часть их жизни и многое невозможно будет сделать без ее согласия.

В этом видео – аварская свадьба с национальными традициями и обычаями:

Главная особенность аварской свадьбе – организация и проведение праздника в соответствии с древними обычаями и традициями. Многие представители этого народа живут уже не в горных селениях, а в крупных городах, но даже здесь свадьбы проводят так, чтобы не оскорбить память предков и не ударить в грязь лицом перед родственниками и соседями. Как соблюсти традиции, организуя городскую свадьбу аварца? Кто будет приглашен? Где отметить торжественное событие? Мнения и советы самых разных людей помогут молодым сделать этот знаменательный день незабываемым.

Традиции празднования аварской свадьбы

Аварская свадьба – это пышное мероприятие, которое традиционно празднуется дагестанским народом. Он сумел сохранить традиции предков практически в неизмененном состоянии. Благодаря чему свадьбы стали местной достопримечательностью. Большую значимость для аварского народа имеют традиции и обряды свадьбы. Причем они оказывают существенное влияние не только на жениха и невесту, но и на приглашенных гостей.

Свадьба празднуется пышно, на мероприятие приглашается все население деревни. Из-за чего в свадебных обрядах и ритуалах обычно участвует большое количество народа. Что символизирует единство и готовность народа быть рядом во все времена.

Если выдастся возможность, стоит хоть раз побывать на этом шумном и ярком мероприятии. Молодоженам помогает с проведением праздника приглашенный тамада. В ряде регионов Дагестана его могут называть словом «Шах». Традиционно в роли тамады выступает близкий родственник или друг. Он руководит всем мероприятием и следит за соблюдением традиций. Его труд весьма ценен и объёмен, поскольку свадьба может длиться не один день.

Сватовство и этапы ведения переговоров

Важной традицией в Дагестане считается свадебный обряд по предварительному сговору. Суть обряда сводится к знакомству молодых родителями. Такое допускается даже в том случае, если пара не была знакома до свадьбы в принципе. Согласно статистике, большая часть семей в Дагестане была создана по такому принципу. А первая встреча пары была назначена на день свадьбы.

Для многих людей, воспитанных в европейских традициях, такие обычаи могут показаться дикими. Но по наблюдениям, именно такие обряды делают семьи в стране по-настоящему крепкими. Доверие и уважение к мнению родителей делает свое дело, в то время как многие западные культуры утратили такое понятие.

Особенной частью свадебного мероприятия нередко становится выплата калыма для невесты. Это своеобразный выкуп, размер которого устанавливается договоренностью семей. Она обговаривается сватами, но в любом случае должна быть оформлена с помощью священника. По законам Корана калым выплачивается молодой невесте, как символ гарантии крепкого брака. Но в последнее время все больше мужчин отдают его родителям девушки в качестве своеобразного выкупа.

Нюансы и традиции выбора невесты

Родители достаточно внимательно подбирают невесту своему сыну. В процессе поисков супруги принимали участие нередко родственники и друзья. Учитывались такие факторы, как трудолюбие, степень здоровья и уровень социальной адаптации в обществе.

Основная роль жены по местным традициям, сводится к грамотному ведению домашнего хозяйства. Она должна уметь достойно принять гостей, а также обладать хорошим здоровьем. Это важно не только для поддержания уюта, но и для рождения будущего здорового потомства. Также играл роль и такой фактор, как происхождение девушки. Потому ее выбирали обычно из своего сословия или приближенного к нему по статусу.

Читать еще:  Свадебный макияж для серых глаз - мастер-класс

Процедура выбора свадебного платья

У аварского народа свадебные традиции предписывали сохранять свадебное платье и передавать его из поколения в поколение. Его надевали лишь раз в жизни, во время проведения свадебной церемонии. После чего убирали обратно в специальный сундук, где оно дожидалось следующей свадьбы дочери в поколении.

Традиции этапов сватовства и обручения

Свадьба в Дагестане традиционно проводится в несколько основных этапов. Первый из них проходит в доме девушки, второй в доме жениха. Но перед данным этапом непременно проводится традиционное сватовство, у которого имеются свои интересные национальные особенности. Для его проведения семья со стороны жениха приглашает к себе в дом отца девушки. После его согласия и визита отца станут угощать и всячески задабривать до тех пор, пока он не согласится отдать замуж свою дочь.

После согласия отца жених имел право посетить дом своей будущей супруги с традиционным весельем и угощениями. Играла важную роль их ценность, поскольку в день свадьбы подарки мужчины нередко выставлялись как семейное достояние на всеобщее обозрение.

Этап проведения свадебной церемонии

У той части народа, которое проживает в селах и деревнях, на свадьбу было принято звать все поселение. Это – то мероприятие, которое сопровождается весельем и обильным пиршеством.

В первый день торжественной церемонии жених празднует отдельно с молодыми людьми. В то время, как невеста находится вместе с подругами и старшими женщинами. В задачу которых входит наряд девушки и её представление родне. Также планируется посещение дома жениха отцом невесты. Там его также должны угостить и щедрым образом одарить различными дарами.

Затем жених вместе с родней и друзьями посещает дом своей суженой с подарками и обильными угощениями. Существует традиция, при которой дары жениха выставляются на всеобщее обозрение родней невесты. Это делается для общественного признания и оценки уровня благосостояния будущего супруга и главы семьи. В этот период торжества проводится особый религиозный обряд, на котором присутствие молодой невесты не обязательно.

Невеста обычно празднует свадьбу отдельно от мужа в кругу старших женщин и подруг. Прощание с родителями проходит на 3-ий день торжества.

В свой дом мужчина должен по традиции забрать суженую на второй день торжества. Этот момент считается самым грустным и кульминационным. Она должна появиться перед гостями в наряде, но укрыться при этом при помощи покрывала. На пороге нового дома девушку должны встретить женщины рода мужчины вместе со свекровью. Последняя должна намазать губы молодой невесты медом, как символ сладкой жизни в новой семье. Остальные девушки должны дать невесте подержать на руках ребенка, в идеале, мужского пола.

Древнее поверье народа гласит о том, что только после такого ритуала у пары точно родится сын. А мужчины, как известно, пользуются у народов такого типа, куда большими преимуществами.

Всем молодым людям запрещается заходить в комнату к невесте. Сам жених приходит к девушке глубокой ночью. В утренние часы ее поздравляют с первой брачной ночью женщины в доме. Ей также дарят подарки и угощают, принимая в новый род и семью супруга.

Далее наступает этап, который может быть непонятен для европейских женщин. В его процессе мужчина празднует свадьбу в кругу друзей и мужчин, в то время, как невеста дожидается его дома. При этом, традиции и обычаи не позволяют невесте даже покидать пределов своей комнаты.

Традиции и обычаи после свадьбы

На 3 день после основного торжества невеста идет в сопровождении подруг и старших женщин в роду мужа к колодцу набрать воды. Вместе с кувшином девушка должна взять с собой определенное количество сладких угощений. Ритуал заключается в том, чтобы подружки помешали невесте набрать воду. Она, в свою очередь, должна окупиться от них при помощи сладостей.

По местным традициям после свадьбы пара будет жить отдельно друг от друга, и тесный контакт происходит крайне редко. Несмотря на это, девушка нередко участвует в ведении хозяйства в новой семьи под покровительством свекрови. Многое в доме невозможно сделать без ее позволения.

Аварская свадьба — это сочетание древних традиций и современности, которые придают торжеству изюминку и национальный колорит.

Обычаи, обряды, досуг

Обычаи, обряды, досуг

В горах дагестанских джигиты, бывало,

Чтоб дружбу мужскую упрочить сильней,

дарили друг другу клинки и кинжалы,

И лучшие бурки, и лучших коней.

В каждый сезон года аварцы выполняли различные хозяйственные работы. Многие из них сопровождались обрядами и обычаями, некоторые – праздниками.

Например, праздник наступления Весны. В этот день люди выражали радость по поводу наступления новой жизни и выполняли магические обряды, чтобы «помочь» природе в пробуждении. Женщины пекли детям обрядовые хлебцы «ханждал ясикIо» в виде человечков или животных: ягнят, лошадей, петушков. Мальчишки накануне первого дня весны лепили из глины небольшие пиалки-конусы, втыкали в них сухие сучки или камышовые стебли, а ночью поджигали сухие стебли и с помощью пращи (большая рогатка) пускали конусы в воздух. Иногда вместо конусов использовали камешки с отверстиями, куда вкладывали смолу, зажигали ее и также пускали в небо. Десятки зажженных «стрел» устремлялись в ночную темноту под радостные крики детворы и восхищенные взгляды взрослых. Помните, как в фильме «Троя»? А еще разводили огромный костер, вокруг которого кружила молодежь. К костру приносили собранные на виноградниках сухие листья: часть сжигали, а часть рассыпали по земле, чтобы был урожай.

Читать еще:  Поздравления на 3 года свадьбы - как отметить кожаный юбилей

Наиболее значительным и распространенным был весенний праздник первой борозды – «Оцбай».

В каждом селении проводили оцбай в зависимости от погоды. Об этом по решению старейшин объявлял мангуш (глашатай). До проведения праздника пахать было запрещено.

В этот день на улицах толпился народ, джигиты гарцевали на скакунах, которых готовили целый год для скачек, дети носились в радостном возбуждении. Старики и женщины поднимались на крыши смотреть на игры.

Мулла надевал шубу навыворот, мехом наружу (чтобы урожая было столько, сколько ворсинок на шубе), и запрягал быков в плуг («пуруц»).

На рога быков нанизывали круглые хлеба гор, похожие на большие бублики. Мулла рассыпал на землю семена разного сорта и проводил плугом борозду. Жители брали горсти земли и бросали в муллу, говоря: «Дай, Бог, пшеницу, как сыплется земля».

Затем один из уважаемых людей, взяв в руки бублик, отходил с ним на несколько сот метров. Мулла и кади становились рядом и по команде «Раз! Два! Три!» бежали наперегонки, чтобы завладеть хлебцом. Веселое зрелище – бег стариков!

Младший нарочно отставал, чтобы приз достался старшему. Победитель разламывал гор и раздавал ребятишкам.

Потом бежали наперегонки мальчики, чтобы получить другой бублик. А после них и взрослые. Всем было весело!

Наконец, начинались скачки. На лошадей для легкости сажали мальчиков.

На шею лошади, одержавшей победу, мулла надевал последний бублик. Мужчины снимали с себя кинжалы и вешали на юного всадника, а женщины повязывали на шею лошади платки. Правда, все это доставалось хозяину коня. Но он дарил мальчику серебряный кинжал и одежду и обсыпал мальчика конфетами и орехами. А другие детишки их ловили.

Главными в этот день были состязания в метании камней, поднятии тяжестей, борьба. На них выяснялось, кто из богатырей самый быстрый, сильный и меткий. Все эти качества были необходимы в прежние суровые времена.

В больших котлах варили мясо на всех сельчан. Веселье завершалось обильным угощением. После можно было начинать сев. Сейчас этот праздник во многих аварских селах возобновили.

Специальные обряды сложились в горах и в связи с получением приплода. Во всех горских обществах было принято отмечать появление первого ягненка и теленка.

Ахвахцы, например, резали одного барана и раздавали мясо соседям.

Своеобразным праздником становилась стрижка овец весной и осенью. У кого было большое стадо, устраивали гвай. Готовили угощение, а в качестве платы за труд каждый помогающий получал шерсть, снятую с одного барана.

Наиболее проворные стригуны могли за день состричь до пятидесяти овец. А ведь это труд не из легких!

Самой популярной формой проведения досуга было и остается посещение мужчинами годекана. Это своего рода общественно-информационный центр любого села.

Здесь мужчины обсуждали дела сельской общины, принимали совместные решения. Одни просили совета, другие делились своими впечатлениями об увиденном, третьи рассказывали об обычаях и образе жизни других народов.

На годекане юноши получали уроки нравственного, трудового, физического воспитания, старшие передавали им народные знания, рассказывали о традициях, обычаях и призывали соблюдать их.

Мальчишек на годекан, где беседовали между собой старшие, не пускали. Устроившись на большом камне, детвора смотрела издали на их беседы и готова была по первому зову побежать с каким-нибудь поручением. Были, как говорят сейчас, на подхвате.

Играли в игры, развивающие внимание и логику: «тIама», «чIимих», для которых нужны расчерченная доска и разноцветные фишки-камешки. Выигрывал тот, кто снимал с доски все камешки противника, сохранив свои, или занимал исходную позицию раньше противника. В общем, современные шашки или нарды.

Играть в них умели почти все мужчины. Особенно любили эти игры старики.

Одной из форм досуга были сборы молодых мужчин – «гьоркьо рукъ» («общий дом»). Они объединялись в зимнее время на один-полтора месяца, снимали дом и переселялись туда. Продукты и напитки приносили вскладчину.

Устраивали состязания по спортивным играм, острословию, по знанию обычаев и традиций.

Женщинам посещение «гьоркьо рукъ» было запрещено.

Источники:

http://svadba.expert/podgotovka/traditsii/po-narodam/avarskaya
http://psvadba.ru/avarskaya-svadba.html
http://history.wikireading.ru/24828

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector