Ингушская свадьба – проведение и народные традиции
Традиции ингушских свадеб
Традиции Северного Кавказа настолько популярны, что о них известно даже в дальних странах. Обычаи, которые не изменяются многие годы, передаются из поколения в поколение. Народ относится к ним с особым трепетом и бережностью. Распространяются местные традиции и на церемонию бракосочетания.
Чеченцы, карачаевцы и ингуши относятся к этим традициям очень ответственно. Необходимо отметить, что у этих народов очень похожие обряды. В свадьбе жителей Дагестана можно увидеть традиции, которые принято соблюдать в странах Европы. Заметить схожесть можно невооруженным глазом. Например, невеста бросает букет своим подругам.
Раньше это было не принято, как и использование этого аксессуара. Новшеством можно считать и первый танец молодоженов. Раньше невеста не могла надеть слишком откровенное платье, но сейчас она не ограничена в выборе наряда. Однако время не стоит на месте, поэтому разрешение старейшин на многие действия не требуется. У новых свадеб есть ряд неоспоримых достоинств. Сегодня вы узнаете о самых известных традициях ингушских свадеб.
Подготовка к ингушской свадьбе
На Северном Кавказе людей распределяют по фамилиям. Их делят на почетные семейства и никому не известные. Также фамилии разделяют как на старые, которые присущи древним родам, так и на новые. Мужчина не имеет права просить руки и сердца любимой женщины, которая является однофамилицей одной из его близких родственниц. Выбрать жену здесь непросто, ведь очень сложно найти девушку, которая не будет считаться родственницей. Однако это решение можно назвать достоинством, ведь у кавказцев почти не рождаются дети со всевозможными болезнями, которые связаны с браками между родными людьми.
После того, как ингуш выберет себе невесту, он должен посвататься. Известные родственники жениха посещают дом его будущей жены. Здесь они должны подойти к отцу и попросить у него разрешения на то, чтобы его дочь вышла замуж. Родители спросить у молодых, любят ли они друг друга. Если одна из сторон против свадьбы, то отец отказывает представителям жениха. Кавказ – это не то место, где женят или выдают замуж насильно.
Как проходит церемония бракосочетания в Ингушетии
Начинает этот торжественный день длинный кортеж. В автомобилях едут родственники жениха во главе с дядей. Если дядя по какой-либо причине не смог присутствовать на ингушской свадьбе, то его может заменить старший брат. Их ждут в доме невесты с танцами и веселыми развлечениями. Когда жених приедет к дому невесты, первыми из машины должны выйти выбранные им парень и девушка. Девушка закрепляет иголку в подоле платья невесты и дарит ей платочек. Парень же ведет невесту к автомобилю, обязательно придерживая ее за локоть. Роль можно по праву назвать самой главной. Все это сопровождается обилием теплых и искренних пожеланий счастья, как молодоженам, так и их родителям.
Сами ингушские свадьбы начинаются после того, как невеста прибудет в дом своего возлюбленного. Мать жениха дает невесте ложку меда. От угощения нельзя отказываться, ведь это действие символизирует сладкую жизнь на новом месте. Потом девушка становится в угол и стоит там до тех пор, пока ее поздравляют и дарят подарки.
Ингушская свадьба обходится без свидетелей и какой-либо развлекательной программы. Ведущий праздника тоже не понадобится. Молодоженам хватает веселья гостей и радости от того, что все близкие родственники собрались в одном доме. Тем временем жених отмечает день своей свадьбы в доме, жители которого помогали готовиться к торжеству. Он вернется домой только через три дня после празднования.
Самые близкие родственники молодого человека приходят в дом его родителей. Там они угощаются лучшими напитками и блюдами, дают напутствия молодой семье, дарят родителям конверты с деньгами. Вообще свадьба – это день, когда подарков становится очень много. Родственники жениха должны получить подарки от невесты, а они обязаны подарить ей ювелирные украшения и дорогую одежду.
Ингушские свадьбы часто затягиваются дней на десять. Обряды, которые проводят после свадьбы, занимают немало времени. Через несколько дней после свадьбы новобрачная должна набрать воды в компании молоденьких девушек и детей. Потом молодая семья заходит в дома, в которых живут их многочисленные родственники. Вот так и начинается долгая и счастливая семейная жизнь любящих сердец.
Как проводятся ингушские свадьбы – традиции
Ингушетия всегда славилась своими богатыми обычаями и традициями, которые соблюдаются и сегодня. Современная молодежь живёт в другом ритме, но традиции своего народа чтит свято. Один из самых почитаемых обрядов – ингушская свадьба, которой предшествует знакомство юноши и девушки, сватовство, помолвка.
После обряда венчания молодые проводят несколько дней так, как того требует древний обычай. Отступить от завета предков – значит нарушить закон. Все должно проходить так, как было много лет и даже веков назад.
Как проходит сватовство и помолвка
В Ингушетии нельзя представить себе, чтобы юноша и девушка самостоятельно приняли решение о вступлении в брак. Огромное значение имеет мнение старших, которые задолго до торжественного события оговаривают все подробности, выясняют степень родства, узнают все о характерах жениха и невесты их способностях и умении вести хозяйство, содержать семью.
Прежде, чем многочисленные родственники юноши засватают девушку, будущий жених, в соответствии с древней традицией, передает своей избраннице:
Если красавица принимает дары, то в ответ передает парню вышитые своими руками носовые платки для него и его лучшего друга. Только после этого можно считать, что знакомство состоялось, и старшие назначают день сватовства. Выбор невесты и решение о создании семьи – огромная ответственность.
Развод – это не просто скандал, это позор, который ложится и на мужа или жену, и на их родных. Поэтому женятся в Ингушетии, основательно продумав все нюансы, все последствия совершенного шага.
Девушка становится невестой только в том случае, если ее кандидатуру одобрили старейшие родственники юноши. Это забота о здоровье будущих поколений и генетическом развитии нации.
Зоахалол (сватовство) проходит в несколько этапов:
- Посредник, являющийся родственником жениха и невесты, заявляет родителям и представителям старшего поколения в доме девушки о намерении юноши свататься. Он рассказывает о женихе, расхваливая его, говоря о его достоинствах и способностях. После такого представления родные девушки проверяют все то, что было сказано, стремясь удостовериться в правильности и правдивости рассказа. В роли посредника может выступить тот, кто уважаем и почитаем в обеих семьях. Он возвращается через пару недель, чтобы услышать ответ родителей невесты. В случае согласия назначается день сватовства.
- Непосредственно сватовство. В доме родителей жениха собираются самые уважаемые люди. Это не всегда старики. Многие из них заслужили уважение благодаря своим знаниям, положению в обществе, духовному развитию. В число этих людей обязательно входят дядя жениха и посредник, который первым посетил дом невесты. Обязательным считается присутствие представителя религиозной общины. Им предоставляют полную подробную информацию обо всех родственниках девушки, о степени родства членов семей с той и другой стороны. Если сваты принимают положительное решение, наступает третий этап сватовства.
- Визит в дом родителей невесты. Здесь представителей жениха ждут многочисленные родственники девушки. Звучат речи, тексты которых составляют заранее, учитывая требования традиций. После долгих переговоров старейшины узнают ответ самой невесты, звучащий тоже в соответствии с традицией. Девушка говорит, что согласна с мнением отца и готова выполнить его волю.
Во время сватовства вносят урду – определенная денежная сумма, размер которой установлен. Дать меньше нельзя, а вот больше – разрешается. На сегодня минимальная сумма урду составляет 50 000 рублей. Это так называемая официальная сумма, однако жених может от себя лично передать девушке дополнительно деньги в любом количестве.
После передачи урду девушка считается засватанной и родственники жениха называют ее «наш человек» – независимо от того, на какое время назначена свадьба. Обычно сватают невест зимой или ранней весной, а свадьбу играют осенью.
Подготовка к свадьбе
Засватанная девушка избегает всех мужчин и старших женщин из рода жениха. Она держится в стороне от шумных веселых компаний, соблюдая табуирование. Это свод запретов, выполнять которые обязательно. Исключением становятся только несовершеннолетние дети. С ними невесте разрешается общаться.
В процессе подготовки к свадьбе родители невесты собирают приданое, состоящее из:
- постельного белья;
- кухонной утвари;
- ковров;
- личных вещей (одежды и белья).
Помимо этого, необходимо приготовить подарки родителям жениха и его ближайшим родственникам. Новые правила, появившиеся сравнительно недавно, позволяют молодым общаться, так как они видятся на учебе (ведь многие девушки учатся в ВУЗах), но тесно контактировать им запрещено.
Готовятся к свадьбе в обоих домах. Праздник будет проходить и в доме невесты, и в доме жениха, поэтому все должно быть правильно организовано задолго до назначенного дня.
Дату бракосочетания выбирают в зависимости от того, когда будет готово приданое. Старшие из рода невесты сообщают о завершении подготовки, и старики назначают день свадьбы.
За 10–14 дней до торжественного дня невесту перевозят в дом одного из близких друзей или родственников жениха, где она ждет объявления о назначенной дате. Свадьба в доме невесты будет праздноваться всего один день, ведь девушку сразу отведут в жилище мужа, а в доме жениха гости будут гулять три дня.
За день до бракосочетания отец невесты должен получить подарки от новых родственников, и отказаться от них он не имеет права.
Проведение торжества
Свадьба в Ингушетии – одно из самых знаменательных событий. Это праздник не только двух семей. В торжестве принимают участие:
Присутствуют на празднике люди самых разных возрастов. Раньше всех их размещали в разных комнатах или домах. Женщины никогда не находились рядом с представителями сильной половины человечества. Перед тем, как молодые отправятся в ЗАГс или к месту выездной регистрации, к дому невесты направляется свадебный поезд. В нем много молодежи. Нет здесь только родных сестер жениха, которые остаются дома и готовят все необходимое для встречи гостей. Невеста ожидает будущего супруга в тайной комнате, вывести из которой ее может ближайший родственник или брат жениха.
Прежде чем девушка перешагнет порог родного дома, подруга прикалывает к подолу ее платья иголку с белой ниткой (чтобы молодая была счастливой и защищенной от злого глаза) и кладет ей за пазуху серебряную монетку, завернутую в лоскут белой материи (символ богатства и умения вести хозяйство).
Это атрибуты, которые девушка будет хранить долгие годы как святыню. Стоя за занавеской, невеста ждет, пока родственники жениха ее оценят, потом выходит и встречает стоя всех пришедших гостей.
В прежние времена невеста принимала гостей в доме своих родителей, потом приходил мулла и регистрировал брак, а жених все это время не появлялся ни разу. Молодые встречались только после того, как девушка выходила из дома за водой. Ее отвозили в дом молодого супруга, где продолжался праздник.
Во время современной свадьбы мать жениха подносит будущей невестке ложку меда, от которой та не имеет права отказаться. Мед символизирует сладкую счастливую жизнь в новом доме рядом с новыми родственниками. Невеста становится в угол и остается там до тех пор, пока не получит все подарки и не выслушает все поздравления. Еще один обычай, который сохранен и строго соблюдается и сегодня, – взять на руки маленького мальчика.
Невеста берет малыша и вручает ему небольшую денежную сумму. Принято считать, что после этого первенцем у молодоженов обязательно будет сын.
После свадьбы
У ингушей принято праздновать в доме жениха еще два дня после свадьбы. Первые три дня после заключения брака жених проводит в гостях у тех, кто помогал ему готовиться к празднику. В эти дни в дом жениха приходят родственники и близкие друзья.
Их угощают самыми лучшими блюдами, дорогими винами. Те, в свою очередь, преподносят дары. Это драгоценности, деньги, дорогостоящая одежда. Веселье продолжается, не прекращаются танцы, звучат песни.
По прошествии этих трех дней невеста в присутствии подруг и сестер жениха набирает чистую воду, и молодые уходят в свой дом или ту часть жилья, которая была выделена им родителям жениха. Теперь они уже в новом качестве, как молодая семья, ходят в гости ко всем родным, друзьям и знакомым.
Если следовать древним традициям, то только через год (или после рождения первенца) молодая жена могла проведать своих родителей, войдя в их дом. Все обычаи Ингушетии связаны с религиозными убеждениями. В их основе лежит пожелание богатства, счастья и здоровья.
В родительском доме молодые супруги получают значительные, довольно крупные дары.
В сельской местности это может быть крупный рогатый скот, а у тех, кто живет в городах, принято дарить деньги и ювелирные украшения. Современные молодые люди знакомятся порой без ведома родителей, и старшие не заставляют их вступать в брак против воли.
Это видео познакомит вас с национальными традициями ингушской свадьбы:
Главное, чтобы новобрачные были счастливы.
Конечно, все юноши, девушки, их родители помнят, чтят традиции и обычаи своего народа. Уважая старших, прислушиваясь к их мнению, жених и невеста сделают все так, как им посоветуют старики. В свою очередь, родители не препятствуют счастью детей, относятся к их желанию с пониманием и стараются помочь в организации и проведении свадебных торжеств, учитывая не только старинные обычаи, но и современные, новые идеи. Сегодня после торжественной регистрации молодые в сопровождении родственников и друзей могут позволить себе отправиться в ресторан, где все вместе будут пить вино, петь застольные песни, танцевать. Как правильно организовать веселье так, чтобы не обидеть стариков, не нарушить традиции? Спросить совета можно у тех, кто уже отпраздновал день рождения новой семьи или был организатором праздника.
Свадьба в Ингушетии: традиции и ритуалы
Созданию семьи и обустройству семейного очага ингуши уделяют наиболее пристальное внимание. С детства они воспринимают негласные законы, пронизывающие жизненный уклад этого патриархального народа. Уважение к старшим, почитание вековых традиций и верность своему роду для ингушей далеко не пустые слова. Шагая в ногу со временем, они бережно хранят в своих сердцах и душах бесценные сокровища культурного наследия. Ингушская свадьба, со всеми ее уникальными обрядами и ритуалами, в полной мере отражает суть появления новой семьи. Длительный период подготовки позволяет молодым безболезненно влиться в жизнь общины в обновленном качестве взрослых, ответственных людей.
Древняя культура Ингушетии
В Ингушетии с давних времен и до сей поры брачный союз символизирует не только и не столько единение двух молодых людей, но союз родов. Именно поэтому выбор будущей супруги или супруга осуществлялся старшим поколением – слишком много нюансов следовало учесть. Ни в коем случае не совершались браки между лицами, носящими одну фамилию. Учитывались многочисленные родственные связи, побратимство и усыновление. Также, не были приняты экономически и социально неравные браки, когда один из партнеров занимал более высокое положение в обществе. Обычаи родовой вражды, клановые союзы и взаимные договоренности также принимались во внимание.
Большая часть браков в старину совершалась по раннему сговору. Если молодой джигит или девица не были сосватаны еще во младенчестве, они могли самостоятельно познакомиться, после чего – представить кандидатуру избранника на суд главы рода. Или молодым людям подыскивали подходящую пару старшие родственники. Этот обычай до сих пор сохранился в Ингушетии. Невозможно представить молодых людей, которые пошли бы под венец против воли своих родителей и многочисленной родни. Также, не были приняты и осуждаются по сей день, разводы. Если такое случалось, позор ложился не только на супругов, но и на их рода.
Знакомство и сговор
Свадьба в Ингушетии была, пожалуй, единственным доступным для свободной аульной молодежи способом познакомиться с лицами противоположного пола, и подыскать себе желаемую пару. В любое другое время общение холостых парней и незамужних девиц было строго ограничено. Готовясь к знаковому мероприятию, девушки собственноручно шили и вышивали наряды, узорчатые платки. А парни старались подготовить остроумные изречения, развлекательную программу, чтобы было чем удивить возможную собеседницу. И на обряде сватовства хорошо подвешенный язык также приветствовался.
Осознав свои чувства к избранной девушке, юноша немедленно извещал своих родителей или старших родственников, ведь в любой момент ее могли сосватать в другую семью. Кандидатура девицы тщательно рассматривалась. Кроме социально-экономических и клановых нюансов, обсуждался ее характер, поведение, репутация, внешний вид, здоровье и трудолюбие. Только когда семейный совет давал «добро» парень мог начать ухаживания.
Простой обмен дарами помогал убедиться в благосклонности избранницы. Парень передавал через ребенка или женщину, ни в коем случае не лично! – небольшие дары: сладости, выпечку, монеты. Этим он выражал свои чувства и надежду на взаимность. Если девушка была согласна, она передавала пару красиво вышитых носовых платков, для своего избранника и его лучшего друга. После этого можно было засылать сватов.
Сватовство (Зоахалол) в Ингушетии
Обряд сватовства в Ингушетии совершали обычно зимой или весной. Он проходил в несколько этапов. Сначала на семейном совете выбирался представитель, умеющий красиво говорить. Он шел в дом избранницы и заявлял о сердечном интересе одного достойного юноши. Подробно и красочно расписывались таланты и умения молодого человека, его благосостояние и деяния.
Родителям девицы давался срок в полмесяца, чтобы проверить полученную информацию, оценить жениха и его род со всех сторон и принять решение. Почтенный представитель возвращался к ним за ответом спустя положенный срок. В случае согласия, назначался день собственно сватовства.
После получения согласия со стороны главы семьи избранницы, родные парня собирались на клановый совет. Приходили самые уважаемые, мудрые и опытные люди, духовные наставники. Обязательно должен был присутствовать один из родных дядьев и тот человек, который представлял жениха. Почтенному собранию предоставлялись все сведения о девушке и ее родичах. Если препятствий к сближению двух родов не находилось, на этом же общем сборе назначались сваты.
В доме девушки к назначенному дню представительную делегацию ожидала вся ближняя и дальняя родня. Звучали обрядовые славословия, подчеркивающие достоинства молодого жениха и красоту, добрый нрав юной невесты. После обмена многословными приветственными речами, почтенное собрание обязательно интересовалось мнением девушки. Та, как послушная дочь, с охотой подчинялась воле старейшин рода и родителей.
Урду или плата за молоко, своего рода благодарность за обеспечение и воспитание дочери, передавался также на финальной стадии сватовства. Обычай не оговаривал твердой суммы, была лишь минимальная планка, ниже которой давать было просто неприлично. Например, на сегодняшний день минимальный калым за невесту составляет пятьдесят тысяч рублей. Но счастливый возлюбленный мог быть щедр, насколько позволяло состояние семьи. После этого девушка считалась сговоренной и полностью переходила под покровительство рода жениха, ее называли «наш человек».
Подготовительный период
В Ингушетии практиковалась полная изоляция молодых друг от друга. Даже случайно на улице они не должны были встретиться. Обычно, если молодые были из одного селения, проблема решалась путем временного переезда парня к дальним родичам из другого аула.
Девушка полностью исключала общение с молодыми людьми и мужчинами – ведь репутация невесты должна быть безупречной. Также, накладывался запрет на встречи с родственниками жениха любого пола, кроме незамужних девиц.
Единственное исключение – несовершеннолетние дети, с которыми обычаи проводить время не возбраняли. При необходимости, именно ребятишки становились связующим звеном между невестой и женихом или его родичами.
Обе стороны начинали интенсивный обмен подарками, готовили продукты для застолья и праздничные дары для родственников и молодоженов. Примерно за две недели до даты свадьбы невесту перевозили к родственникам или друзьям со стороны жениха, где она ожидала начала свадебных торжеств.
Приданое невесты
Традиционно, приданое девочке начинали собирать с самых юных лет. Многое она должна была сделать собственными руками: шитье, платья, вышивка. Кое-что покупалось или изготавливалось мастерами рода. Отпущенного на подготовку к свадьбе срока хватало, чтобы окончательно определиться со списком приданого, дополнить или еще раз проверить, всего ли хватает. Обычно приданое невесты состояло из хозяйственной утвари, постельных принадлежностей, богатых ковров и личных вещей девушки.
Свадебные торжества в Ингушетии
Свадебные торжества назначались на осень, после того, как заканчивались полевые работы и поспевало молодое вино. Время выбирали родичи юноши, учитывая при этом готовность семьи невесты к длительным празднествам. К свадьбе обе стороны подготавливались отдельно. У родителей невесты пир продолжался один день, поскольку невеста сразу ехала в дом нареченного. А вот у родственников мужа гуляния затягивались на три дня.
Хлебосольные ингуши устраивали праздник для всех. Гуляли не только друзья и все родственники до двенадцатого колена, но и соседи, и случайные гости. Рады в эти дни были всем. Когда свадебный поезд отправлялся за невестой, родные сестры юноши оставались в доме, готовя столы для праздника.
В родном доме девушку облачали в свадебный наряд, и она ожидала представителей жениха. Подруги прикалывали к подолу одеяния стальную иглу с белой нитью от сглаза и на счастье, и клали в лиф платья серебряную монету в лоскуте белого бархата или шелка – для богатства и справного хозяйства. Молодая жена сохраняла эти талисманы на протяжении всей своей жизни.
Когда невесту выводили из отдельной комнаты к гостям, она приветствовала уважаемое собрание. После чего следовал брачный ритуал, проводимый муллой. При этом, жених отсутствовал, его заменял старший родич. С этого момента девушка становилась полноправной женой. Однако, в течение всех праздников она своего супруга так и не видела. В первый раз молодожены встречались, когда девушка выходила за водой наутро после свадьбы.
Приехав в дом жениха, девушка вставала в украшенный угол и там принимала подарки и поздравления от гостей и родни. Обычно дарили украшения и золото, посуду, деньги и изысканные ткани. Приходили друзья, родственники, просто знакомые. Гостей угощали самыми лучшими и изысканными национальными блюдами. Обязательно подавалось молодое и выдержанное вино, выпечка и сладости. Свадьба праздновалась с обязательными песнями, танцами, весело и шумно.
Интересные обычаи ингушской свадьбы
Как и у всех народов, у ингушей хватает примет и оригинальных традиций, связанных со свадьбами.
- С конца XIX века девушка, согласная на брак, передавала своему избраннику кроме платков еще и папиросы.
- За день до бракосочетания отец девушки получал дары от новых родичей, причем отказ не принимался.
- Празднования проводились отдельно для мужчин и женщин. Также, молодежь размещали в одних домах, а почтенных старцев собирали в других, чтобы гостям было комфортно.
- Невеста ожидала жениха в потайном убежище, откуда ее мог забрать лишь ближний родич или брат жениха.
- Чтобы семейная жизнь была сладкой и без конфликтов, свекровь подносила юной женщине, переступившей через порог нового дома, ложку меда.
- Так же, войдя в дом супруга, невеста должна была взять на руки ребенка мужского пола, чтобы брак был благословлен многочисленным потомством, а первенцем стал мальчик, наследник. Она одаривала малыша несколькими монетами.
- Пока в доме родителей жениха праздновали свадьбу, молодой муж в течение трех дней после обряда бракосочетания гостил в семье самых ближайших друзей, которые несли за него ответственность и помогали ему в течение подготовительного периода.
По окончании трехдневного свадебного пира молодая супруга наконец могла первый раз выйти из дома в сопровождении своих подруг и молодых сестер мужа. Она шла к ручью, роднику или речке за чистой ключевой водой. Именно в этот момент ее встречал избранник, и они вместе шли в своей дом или в ту часть общинного дома, которая была выделена их семье.
После этого наступало время семейных визитов. Молодая семейная пара посещала дома многочисленных родственников, друзей и соседей, словно знакомясь заново. Только спустя год или после рождения первенца жена могла в первый раз проведать своих родителей, до этого ее оберегали, словно сокровище. Ведь это будущая мать, и ее физическое и духовное здоровье было важнее всего.
В отчем доме молодая женщина получала от своих родственников богатые дары: крупный и мелкий рогатый скот, деньги, драгоценности.
Современные свадебные обычаи в Ингушетии
Многие традиции ушли в прошлое или переродились в стилизованные представления. Кража невесты без ее согласия стала немыслимой редкостью, также как сговоры в раннем детстве или принудительные браки совершенно незнающих друг друга молодых людей. Но, как и прежде стоит жесткое табу женитьбы на однофамильцах. Также, современные девушки и юноши могут видеться после сговора, но не жить совместно. Празднования в городах проводятся в банкетных залах ресторанов или на природе. В селениях обычно гости собираются в одном из дворов. Жесткое разделение на женскую и мужскую половину уже не соблюдается, так же как трехдневный запрет на встречу после венчания для супругов. И, конечно, молодая жена может встречаться со своими родителями по своему усмотрению.
Современная ингушская свадьба полна задора и веселья, искрометного юмора и самых благих пожеланий для молодоженов. Ингушам не нужна особенная развлекательная программа, ведь каждый гость здесь – сам себе тамада, отличный танцор и замечательный певец.
Источники:
http://rusvesta.ru/planirovanie/scenarij/ingushskaya-svadba.html
http://svadba.expert/podgotovka/traditsii/po-narodam/ingushskaya
http://psvadba.ru/ingushskaya-svadba.html