Сватовство на Кубани, Руси, в Белоруси, у татар, армян, бурят

Другая история Кубани. Армяне

Тема истории народов Кубани заинтересовала читателей, а потому я продолжаю рассказ об истории края и в этот раз расскажу о другом народе, который со средневековых времен жил среди черкесов и по сей день представляет в крае немалую долю жителей. Речь пойдет об армянах.

Заранее подчеркиваю, что мнение крайне субъективное и может не совпадать с мнением большинства.

Итак, всем нам известно, что армянская диаспора одна из самых распространенных в мире. Естественно, что Краснодарский край, как регион наиболее теплый и близкий по климату стал для многих из них новым гостеприимным домом. Практически во всех городах края существую так называемые армянские районы населенные преимущественно этим народом. При этом, надо подчеркнуть, что в отношениях с окружающими народами, они всегда умели находить общий язык и столкновений с ними у местного населения практически никогда не случается.
Многие думают, что армяне пришли в край вместе с русскими поселенцами, после появления первых крупных станиц и городов. Отчасти это так, но верно лишь для двух категорий армянского населения общим числом в 85%. О них я расскажу позже, а пока хотелось бы прояснить ситуацию с первыми 15%, которые чаще всего называют Кубань исторической родиной.

Итак, вопрос №1 – когда на Кубани появились первые армяне?
А появились они примерно после 1475 года, и причина этого явления лежит намного дальше в глубине истории.
Их называют черкесогаи или горные армяне.
Судьба этих переселенцев удивительна – прожив в горах три сотни долгих лет, они переняли нравы, обычаи, быт, да и весь уклад жизни адыгов, среди которых они поселились, их язык приобрёл черты, сближающие его с адыгскими языками, однако они сохранили своё этническое самосознание и принадлежность к Армянской церкви. В результате взаимопроникновения двух культур сформировалась совершенно новая этническая группа.
В 1839 году Российское правительство, предполагая будущую военную операцию за Кубанью, преднамеренно переселило их из гор на равнину, для поддержания тыла, основав, таким образом, город Армавир (также, кстати, называлась древняя армянская столица времен царства Урарту). Единственным минусом в этой ситуации было то, что армяне торговали пленными, причем в роли посредников с обеих сторон конфликта, что не очень хорошо сказывалось на их репутации, но и с другой стороны делало их выгодными лицами в этом нелегком деле.
Сегодня их потомки проживают в основном в Армавире и Майкопе и районах.
Остальные же группы присутствовали в крае в крайне незначительном количестве и рост иных армянских переселенцев начался только в середине 19 века в связи с русско-турецкими войнами на Кавказе.

Возникает вопрос №2 – почему они переселились на Кубань?
Причин тому 1000 и еще одна большая. А началось все в далеком-предалеком царстве, примерно в конце первого тысячелетия. Тогда в исторической Армении существовало феодальное государство – Багратидская Армения. Как и положено, в те нелегкие времена, оно было жутко раздроблено на множество гордых независимых княжеств.
Как раз в те годы, стали появляться на восточной границе этого царства первые тюркские племена – предки современных турок и азербайджанцев. На западе же была в то время еще сильная Византийская империя, которая спала и видела свое могущество над Закавказьем в захвате Кавказских земель.
Первой реакцией Византии на тюркских гостей было подчинение Армении и части Грузии от греха подальше, тем более, что часть исторической Армении была тогда под властью столь нелюбимых христианами арабов, а бежавшее оттуда население проживало либо в Багратидской части, либо в самой Византии качественно лоббируя свои интересы. И вот православная империя сделала ставку на армян, раздала печенья, титулы и награды князьям и они радостно продали свои княжества любимой Византии. Но уже после 1050 года турки-сельджуки начали не на шутку ломать местные устои и активно полезли на территорию Византии – читай в Армению. В 1071 году наваляв тумаков Византийской армии, турки создали свое первое государство – султанат Рума, прямо посередине армянской земли и начали целенаправленно драконить армян. Последние в свою очередь поняли всю печаль бытия, связанного с упадком Византии и стали активно расселяться в окрестностях, кто в Ливане с Сирией, кто в Грузии, а кто ютился по побережью Черного моря.
Последующие 500 лет этот процесс лишь усиливался расширением тюркской империи, и усугублялся монголо-татарскими нашествиями на регион в лице Батыев, Тамерланов и прочих странствующих тиранов, которые окончательно превратили регион в пристанище кочевников-тюрок, будущих турок, азербайджанцев и курдов.
В этот период, часть армянских переселенцев Черноморского побережья (в районе Трапезунда) разделилась, одни уплыли в Крым в княжество Феодоро, другие остались в местных горах. Последние называются ашменцы или хемшилы. После захвата их земель Османской империей, многие из них приняли мусульманство, по сей день, они так и живут в этих местах. Небольшая их часть расселилась в Грузии и Абхазии, где также присутствует сегодня. В Советские времена грузинских ашменцев и хешмилов репрессировали в Казахстан, откуда они позже вернулись частью на родину, а частью на Кубань (в Апшеронский и Белореченский районы), где они тут же испытали на себе силу российской бюрократии 90-х, как и турки-месхетинцы получив долгосрочный отказ в регистрации. Сегодня вроде стабилизировалась ситуация и даже открываются культурные центры народа в Краснодаре.
Первые же из этой групп, те, кто уплыл в Крым, оказались удачливей на приключения. Прожив там до 1475 года в одном дворе с татарами и генуэзцами, они вновь столкнулись со старым врагом – турки порезали генуэзцев и захватили Крым. Естественно армянам такой сосед был не по душе и многие из них переселились в Молдавию и Польшу. Однако, небольшая часть ушла на Кубань, где поселилась в горах среди черкесов и стала называться черкесогаи.

Читать еще:  Коктейльные платья на свадьбу для невесты - обзор

Вопрос №3 – откуда пришла поздняя волна переселенцев?

А пришла она прямиком из Турции. Те самые ашменцы, о которых вы читали выше, во время и после русско-турецкой войны 1877-78 годов оказались в незавидном положении. Дело в том, что результаты проигрыша в этой войне, а также создания Российской империей еще до этого Армянского самостоятельного государства на современной его территории, не на шутку разозлили турецкие и персидские власти. Месть за «предательство» армян вылилась на тех из них, кто остался на территориях Турции и Персии, но в особенности Турции. Армян тогда начали очень серьезно выдавливать.
В результате многие из них начали активно переселяться в Российскую империю, куда только можно, и естественно, что большая часть их, не сумев попасть напрямую в Российское Закавказье через турецкие кордоны, через море добралась до берегов Кубани, где и оседала по городам и весям, составив на сегодня половину местного армянского населения.
Кстати, несмотря на мусульманскую веру, армяне их признают за своих без каких-либо ограничений и даже проводят с ними совместные конференции, посвященные многочисленным трагическим вопросам армянской истории.
Этой части армян сильно не повезло своей религиозной принадлежностью, они, как и многие мусульманские народности Кавказа в 30-40-х годах 20 века, попали под политические репрессии и были разбросаны по всему СССР, а после его развала, возвращаясь в родные места, они попадали в различные местные конфликты, такие как, например, грузино-абхазский конфликт, где страдали от боевых действий, выступая за одну из сторон.

И собственно вопрос №4 – кто же оставшиеся 36%, откуда они?
А это уже новейшая история. Как и другие народности СССР, армяне в момент его эпического развала попали в хаос и мясорубку стычек и конфликтов на всей расползающейся территории бывшей державы.
Таким образом, возникло несколько направлений миграции, которая привела новых армян на спокойную и уютную территорию Кубани.
Во-первых, это были переселенцы из Абхазии, потомки тех самых амшенских армян из второго вопроса, которые теперь живут в Сочинском районе — у них оказалось много давних контактов с армянами на российской территории, что позволило быстро приспособиться к местным Олимпийским условиям.
Во-вторых, это беженцы из Азербайджана, который для многих из них был транзитным пунктом в Россию.
В-третьих, это переселенцы из южной Грузии. Ахалцихский и Ниноцминдский муниципалитеты Грузии до сих пор остаются местами компактного проживания армян, в том числе армяно-католического населения, переселенного во время создания Армянского государства из Турции, а в Ахалкалакском районе армянское население составляет большинство (выходцы из Эрзерума). В Краснодарском крае эти армяне поселились в станице Казанской, в Гулькевичах, Кропоткине, Тимашёвске.
В-четвертых, переселенцы из Армении и Нагорного Карабаха, покинувшие родные места в основном из-за тяжёлых условий жизни, порождённых блокадой, сохраняющейся со времён Карабахской войны, а часть из них это пострадавшие от землетрясения 7 декабря 1988 года (районы Ленинакана и Спитака), принятые местными властями в гостиницах и санаториях Геленджика, Анапы, Туапсе и города Краснодара.
И последние, это переселенцы из Средней Азии — изначально выходцы из Нагорного Карабаха, части районов Армении, вынужденные уехать в Россию в результате давления, которому они подверглись в постсоветских республиках, а также в Чечне.

Вот такая вот запутанная история у Кубанских армян.


Более подробно можно ознакомиться с темой:
1. Л. В. Бурыкина. Черкесогаи Северо-Западного Кавказа в XIX в.
2. Интересные статьи можно найти у профессора КУБГУ политолога, Михаила Саввы, того самого, который попал под жернова безрассудной и бессовестной современной политической системы РФ. (Например, тут —

Сватовство на Кубани, Руси, в Белоруси, у татар, армян, бурят

Наступает лето, а значит, россиян ждет череда свадеб. Буряты, в том числе и проживающие в Усть-Ордынском округе, любят отмечать свадьбы на широкую ногу. Во многом это связано с бурятским обычаем приглашать на торжество всех, даже самых отдаленных, родственников. А какие еще есть традиции у настоящей бурятской свадьбы? Об этом рассказывает шаман Виктор Мотошкин.

На ком жениться

У бурят существовал ряд запретов, связанных с бракосочетанием. В первую очередь нельзя связывать себя брачными узами с родственниками по отцовской линии. Запрет действует до седьмого колена – 175-200 лет, именно поэтому нужно знать даже самых отдаленных предков, чтобы его не нарушить. Интересно, что в основе количества колен принято количество суставов на конечностях человека: плечевой, локтевой, лучезапястный и три сустава на фалангах. От запрета освобождаются представители седьмого колена. Родня по отцовской линии называется «яhаан» (родня по кости) или «халуун» (теплый). Брак по материнской линии в старину с двоюродными, троюродными сестрами считался обычным делом. Родню со стороны матери буряты считают родней по крови, она является наиболее уважаемой, наиболее почитаемой.

На этот счет есть интересная легенда. Чингисхан распорядился казнить плененную бурятскую военноначальницу, разгромившую до этого три монгольских войска. Чингисхану возразили: «Мы не можем этого сделать. Она из рода твоей мамы». Великий хан был вынужден отменить свое распоряжение. Более того, он отпустил ее на свободу. Правда, в наши дни буряты стараются не вступать брак с двоюродными, троюродными сестрами и со стороны матери тоже.

Церемония свадебного обряда сейчас состоит из двух стадий: сватовство и собственно сама свадьба. Исчезли такие формы заключения брака, как брак с уплатой калыма, брак с обменом невест, насильственное и мнимое похищение невест, брак «с убегом», договоренности родителей о заключении брака их малолетних детей. Перестали обращать внимание и на происхождение будущих супругов, были ли в роду лица с физическими, умственными недостатками. А вот раньше отец, сосватав сыну невесту, говорил: «Не смотрел я, красен ли подол, а смотрел, красен ли род». Когда-то молодые без разрешения родителей не вступали брак. Старики в выборе супругов для своих детей редко ошибались. В наше время в подавляющем большинстве случаев брак заключается по любви.

Читать еще:  Свадебные торты из мастики: модные тенденции

Как посвататься

Сватовство – это досвадебный этап церемониала. Для этого в дом невесты отправляется делегация из нечетного количества (три или пять) мужчин, включая жениха и его отца. В качестве сватов могут выступать и дальние родственники, главное, чтобы они знали родословную жениха, обычаи, умели вести беседы на разные темы, были горазды говорить тосты (yреэлы). Эту почетную роль выполняют уважаемые родственники, известные с обеих сторон, способные успешно справиться с поставленной задачей. После приветствия гости к хозяевам обращаются с такими словами: «Мы приехали к вам в гости, но в гости — по делу. Конь-сокровище хорошо прокладывает дорогу в горах, а девушка-сокровище связывает людей узами сватовства». Считается красивым, когда сторона жениха не забывает по негласному этикету сказать все необходимые слова.

Угощают гостей за праздничным столом близкие родственники невесты, включая женщин. В наши дни, когда мало кто гонит молочную водку — тарасун, а в продаже много крепких алкогольных напитков, поэтому спиртное гости с собой как раньше не привозят. За беседой определяют дату свадьбы. Нежелательные для свадьбы месяца – январь и февраль. В первый месяц года запрещены религиозные обряды, а второй не выбирают из-за суеверия: короткий месяц – короткая семейная жизнь. При этом стараются установить день свадьбы в недалеком будущем, чтоб исключить непредвиденные обстоятельства, способные отодвинуть сроки брачной церемонии. Для главного дня свадьбы предпочтительными считаются пятница, воскресенье, понедельник и среда. При сватовстве хотя бы примерно оговаривается количество гостей с каждой стороны и форма проведения свадьбы.

Сейчас сложный церемониал, сопровождавший в старину заключение брака, заметно упрощается. Все больше свадеб проводится без проведения девичника (басаганай наадан).

А раньше девичник мог продолжаться несколько дней, и проходил он в окружении молодых людей, подружек и родственников.

В настоящее время девичник проводится накануне самой свадьбы, когда со стороны невесты на праздник собираются ее родственники и подруги. На девичник приходят не с пустыми руками, а с серьезными подарками, чтоб материально поддержать будущую семью. Свадьба без девичника называется «совместной».

Как провести

После регистрации брака молодые вместе с друзьями направляются по памятным местам. А в это время близкие родственники невесты везут приданное в квартиру жениха, в которой должен быть накрыт небольшой праздничный стол. Особенность принятия приданного состоит в том, что у порога хозяева, как бы притворяются, делают вид, что они не знают гостей, задают «недоуменные» вопросы с целью уточнения визита и даже оказывают сопротивление при заносе приданного. Не без усилий гости все-таки проникают в жилище, затем несколько женщин на кровати раскладывают постельные принадлежности молодых. При наличии ковра мужчины вешают его на стену. Затем начинается небольшое застолье.

Завидев приближение свадебного кортежа молодых, гости танцуют традиционный ёхор (народный бурятский хороводный танец – прим. ред.). Шаманы на свадьбе тоже играют важную роль. При присутствии с обеих сторон шаманов они устраивают обряд принятия под покровительство родовых божеств новую семью и будущих детей. При совместных свадьбах молодым вручают подарки и со стороны жениха, и со стороны невесты, празднуют торжество вместе. На свадьбах с предварительным проведением девичника подарки вручаются только гостями со стороны жениха. Большую роль на свадьбе играют сваты. В шуточной форме родственники невесты могут обратиться к свату со стороны жениха с просьбой устранить те или иные «пробелы» свадьбы. В процессе свадьбы сваты должны обменяться своими кушаками. Есть примета: чей сват быстрее повязал свой кушак оппоненту, та сторона будет главенствовать в новой семье.

До захода солнца родственники невесты должны покинуть свадьбу и отправиться домой. Порой доходит до анекдотичных случаев: подвыпившие гости не всегда торопятся с отъездом. Их берут за руки и за ноги, закидывают в транспорт и отправляют в дорогу. После провода родственников со стороны невесты гулянье, можно сказать, приобретает широкий размах. Теперь новой семье преподносят подарки родственники жениха. Буряты самые значительные подарки вручают именно на свадьбах, желая поддержать молодую семью.

Чем накормить

На бурятских свадьбах самым почетным блюдом считается «тоолэй»- вареная баранья голова. На голове барана делают пять надрезов: один, в форме треугольника, на лбу, два — за ушами и два — на морде над носом. Это блюдо преподносится главному свату. Голову на плоской тарелке можно обставлять ребрами с мякотью. Далее по значимости идут большие берцовые кости передней и задней ноги, лопатка, грудина. Подача блюд символична: жизнь человека формируются в тазовой области женщины, затем плод получает питание из желудка, а после рождения кормится грудью. Поэтому женщинам в качестве почетных блюд подают тазовую кость, крестец, начиненный кровью желудок и грудину. При этом важно знать, кому и в какой очередности следует преподнести данные почетные блюда. При неправильном распределении блюд не возбраняется прямо на свадьбе исправить положение, ведь от ошибок никто не завтрахован.

Сейчас буряты приглашают на свадьбу музыкантов, артистов, танцуют ёхор, проводят шуточные розыгрыши. Там, где население смешанное, появляются заимствования из русской свадьбы.

Свадебный церемониал требует высокого артистизма. На роль ведущего выбираются люди, отличающиеся глубоким знанием традиций, обычаев, умеющие произносить в нужный момент традиционные пожелания глубокомысленно, торжественно или, наоборот, с юмором, с шутками.

Щедрость – всему голова

Ольхонские буряты наиболее близким родственникам после свадьбы дают солидный кусок мяса, например, баранью ногу со следующей просьбой: «Приедете домой, сварите это мясо, пригласите тех, кто не смог присутствовать и расскажете, как прошла свадьба». А после свадьбы родители жениха обязательно объявляют всем общий размер полученных подарков.

Читать еще:  Конкурсы для маленькой свадьбы - игры для узкого круга

Кубанские традиции

Как я знакомилась с кубанскими традициями на примере кубанской свадьбы моей дочери.

Не буду вдаваться в предысторию отношений молодой пары, которые в один прекрасный день объявили мне, как матери будущей невесты, о намерении пожениться. Сама эта новость не являлась, собственно новостью, но меня немного ошарашило желание, со стороны жениха, провести свадьбу « по кубанским обычаям». Отступив немного от повествования, уточню, что я мало что знала об этих самых обычаях, так как являюсь сибирячкой в четвертом поколении, волею судеб поселившейся на Кубани. Жених же был местным, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Родни пол-Кубани, папа «казак потомственный», до сих пор так и не сумела выяснить насколько казак и насколько потомственный, так как внятных ответов не получила)) Но, судя по натуре, или, как сейчас модно говорить, «менталитету», что то «казаческое» присутствует).

Так вот. Было торжественно объявлено, что свадьба будет по кубанским обычаям, потому что иначе никак нельзя. Родня обидится до судорог и счастья не видеть .. ну и прочая и прочая и прочая.. Я, каюсь, робко пыталась возражать, что у детей, возможно, единственный шанс будет провести этот день, так как им бы запомнилось на всю жизнь, ну например, слетать в Париж, или сделать еще что то столь же незабываемое.. Сразу скажу – зря я так. Потому что Париж Парижем, а свадьбу эту мы точно никогда не забудем..)))))))))

Началось все еще на моменте «сватовства». В конце ноября были «засланы сваты», о чем мы были предупреждены за пару недель, и особенно отмечено, что сватовство будет происходить при соблюдении всех традиций.. Я судорожно выискивала в инете описания сватовства на Кубани, дабы не ударить в грязь лицом, дочка практически выпытывала у жениха, что же все таки будет и к чему надо быть готовым, жених, офигевший до оторопи, лепетал, что он сам понятия не имеет о чем идет речь и в свою очередь пытался рассекретить данный процесс у родителей, родители коротко отвечали, что знать ни о чем не знают, так как сватают впервые и за все это действо отвечает специально обученный человек по имени «сваха».

Короче, ко дню «икс» у меня была изрядная пачка распечатанной документации по обычаям и нравам кубанского казачества, я точно знала, что нельзя подавать на стол арбуз («кавун»)! и моя дочь должна уметь подметать.. За день до великого события пришел жених, принес мне пару отксеренных страничек и робко попросил выучить.. Я впала в панику.. Я ожидала перечисления всего их рода до 10 го колена, или особенные рецепты, которые необходимо приготовить во время сватовства, ну как минимум, клятвы будущей тещи на незнакомом и таинственном для меня языке «суржик», на котором, в основном, стараются общаться местные жители, бравируя этим.. Все оказалось банальней. Это был скопированный из интернета сценарий сватовства. Причем далеко не лучший из той сотни, что я пересмотрела)). Даже обидно немного стало, ну да ладно..

В день икс появилась делегация – родители жениха и мужчина и женщина с надписями «сват» и «сваха» на красных лентах. Собственно это все, что в принципе отличало данное мероприятие от банальных посиделок за накрытым столом. Примерно в течение 5 минут прошел процесс «сватовства» по бумажке, причем сваха читала не отрываясь. На мои робкие попытки как то индивидуализировать сие действо, ей приходилось поднимать глаза и злобно зыркать в мою сторону, тонко намекая, что я мешаю соблюдению традиций, и в принципе не являюсь тут обязательным элементом. Смирившись и не желая портить дочке вхождение в новую для нее культурно – историческую общность, я заткнулась и продолжала просто наблюдать))

После прочтения всего сценария и ответов на банальнейшие вопросы, типа — Скoлькo pисa нaдo в бopщ пoлoжить? — В бopщ pис вooбщe нe клaду.— Муж гoлoдный, тapeлку пoдaшь?— Пoдaм oбeд нa тapeлкe, a нe пустую….(я плякаль) . Задавать подобные вопросы девушке, которая стабильно в течении полутора лет передавала родителям, в качестве гостинца, тортики и пироженки собственного изготовления, мне показалось смешным.

После прочтения свахой сценария, жених сделал предложение и надел обручальное колечко. Еще он прочитал стихи собственного сочинения, от души и с чувством. Это было мило, я прослезилась, несмотря на предыдущий маразм происходящего. Обвязали молодым руки рушником, подали каравай на стол, который они вместе разрезали и угостили сначала родителей, потом сватов. Подсознательно понимая, что в этом заложен глубокий символизм я в очередной раз попыталась потом узнать, что именно означает сие действо, потому что каравай потом, как оказалось, на стол подавать нельзя. Куда его потом девать и почему нельзя съесть, я так и не узнала, как и для чего это в принципе делалось. ( Простите нас, блюстители традиций. у меня рука не поднялась выбросить или засушить хлеб, мы его после гостей съели, конечно).

В принципе, на этом процесс сватовства был окончен, и началось просто застолье. Пели сваты хорошо, пили тоже неплохо, для нашей малопьющей семьи показалось, что очень хорошо, через 5 часов застолья и разговоров « ни о чем по поводу свадьбы» но обо всем в принципе, мы попрощались с этой, уже почти родной для нас, компанией, договорившись, что в ближайшее время встретимся и обговорим формат проведения мероприятия и финансовые вопросы. Так и не постигши кубанских обычаев, все мы ( включая будущих молодых) просто вздохнули оттого, что сватовство уже закончилось. Кстати, встретились мы с будущими родственниками в конце апреля, они были очень заняты до этого момента. Свадьба была назначена на июнь. К тому времени обговаривать, что то уже было нелогично, но это уже совсем другая история))

Спойлер..3 день » кубанской» свадьбы называется «куры»..

Источники:

http://www.proza.ru/2013/11/17/1427
http://nazaccent.ru/content/23798-pravilnaya-svadba.html
http://pikabu.ru/story/kubanskie_traditsii_5815606

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector